На страже кибербезопасности. Мошенничество в Сети стало национальной бедой

Без преувеличения можно сказать, что вся наша жизнь хранится в компьютерах: списки контактов, номера телефонов наших друзей и родственников, фотографии и видео, сведения о том, где мы когда-то бывали, что нравится и не нравится. Наши тайны и секреты тоже распространены на просторах интернета. Технологии живут вместе с нами, но в ответ на предоставляемые ими удобства мы сильно провисаем в плане конфиденциальности.

   
   

Используя смартфоны и планшеты, мы забываем о том, что с их помощью можно следить за каждым нашим шагом. А применяя определенные программы, узнавать, что мы делаем. В этом разрезе особенно остро звучит проблема киберприступности в современном мире. В материале «АиФ-Черноземье» разбираем, почему киберпреступлений становиться все больше и какие способы борьбы с ними существуют.

Мошенники в Сети

Специалисты называют три основные причины роста киберспреступности. Первая – низкий уровень грамотности граждан в сочетании с высоким уровнем проникновения онлайн-сервисов. Вторая – низкий уровень раскрываемости киберпреступлений. Для понимания картины, в 2020 году этот показатель составил 21 процент. И третья – отсутствие в РФ структуры, которая специализировалась бы на борьбе с киберпреступностью. По данным Центробанка, без согласия клиента в 2019 году было проведено 576 тысяч операций, тогда как в 2020 году – уже 773 тысячи. Это 34 процента прироста махинаций за год.

Основная угроза – телефонное мошенничество – принимает масштабы национального бедствия. По оценке специалистов Сбербанка, в 2020 году количество мошеннических звонков гражданам России составило более 15 миллионов и достигло до 100 тысяч в сутки. Только в Сбере в 2020 году зафиксировано 3,7 миллионов обращений клиентов на попытки телефонного мошенничества.

«Мы фиксируем 30-ти кратный рост обращений по сравнению с 2017 годом и двух кратный по сравнению с 2019», – резюмируют сотрудники Сбера.

Почему не ловят аферистов?

Основная проблема в том, что разрознены усилия тех, кто борется с киберпреступностью. Сейчас нет полноценной структуры, которая могла бы противодействовать всем видам киберпреступности. Концентрация полномочий в рамках одной структуры существенно бы повысила эффективность выявления киберпреступников и привлечения их к ответственности.

«Мы помогаем им в этой борьбе, предоставляя нашу информацию. В результате наших совместных расследований с правоохранительными органами только за последний год была прекращена деятельность восьми полноценных мошеннических колл-центров, ликвидировано 57 организованных преступных групп. Задержано 202 активных участника ОПГ, 260 уголовных дел возбуждено», – сообщает Сбербанк.

   
   

Кроме того, компания Сбербанк поддерживает идею создания единого подхода к формированию статистики по киберпреступлениям в России. Эту идею они выносили на обсуждение Ассоциации банков России еще в 2020 году. Коль скоро мы заговорили о создании некого органа по борьбе с киберпреступностью в России, стоит подумать, какие же качества должны быть у киберполицейского.

Ключевой момент в эффективной борьбе с киберпреступностью — формирование у современных киберполицейских широкого набора знаний и навыков в различных областях: от банковских технологий, до глубоких знаний в ИТ-технологиях и технологиях кибербезопасности.

Огромную роль в этом должны сыграть вузы, которые готовят будущих сотрудников правоохранительных органов, об этом говорят эксперты Сбера. Уже сегодня необходимо задуматься о расширении учебной программы и введении дисциплин, которые повысят уровень подготовки российских специалистов по противодействию киберпреступности.

Мошенники в телефоне

Каждому наверняка хотя бы раз в жизни звонили с незнакомых номеров «сотрудники банка». Никакого отношения к банку эти люди, конечно же, не имеют. Их цель – выманить из доверчивых граждан их деньги. К сожалению, чаще всего жертвой телефонных аферистов становятся пенсионеры. По некоторым оценкам, девять из десяти россиян сталкивались с телефонными мошенниками. Это значит, что проблема приняла масштабы национального бедствия.

В России процветает теневой рынок персональных данных, на котором можно приобрести различные данные о гражданах РФ и использовать их для мошенничества, в том числе телефонного. К примеру, для старта телеграмм-бота достаточно нескольких тысяч рублей, а доход с него может равняться шести, а в некоторых случаях и 200 миллионам рублей в год. Стоимость подписки на подобный сервис начинается от 65 рублей.

Специалистам Сбера удалось выяснить, что чаще всего в доступ попадают данные из сервисов по доставке товаров, государственных учреждений, интернет-магазинов. Еще одна занимательная деталь: время от продажи клиентской информации на теневых площадках до начала мошеннических звонков составляет в среднем один час.

«Недавно нами запущен новый сервис «Проверка входящих звонков» в мобильном приложении Сбербанк Онлайн. Сервис предупреждает клиентов о нежелательных звонках. Достаточно зайти в раздел «Безопасность» на главном экране и в настройках активировать кнопку «Проверка входящих звонков». Сервис доступен пользователям мобильного приложения на устройствах Android и iOS. Мы видим активный рост пользователей этого сервиса, он очень востребован, еженедельно его подключают более 130 тысяч пользователей», – рассказали эксперты Сбер.

Мошенники знают, что средства на счетах банка надежно защищены, поэтому предпочитают атаковать клиентов, используя психологические методы давления. В некоторых случаях достаточно сыграть на страхе, надавить на жалость, а то и вовсе вызвать чувство сострадания. В деле мошенничества хороши все средства. Именно поэтому клиенты под влиянием мошенников сами совершают все необходимые действия – снимают средства, закрывают вклады, берут кредиты и переводят деньги. В последнее время мошенники используют в своих схемах уловку, что в преступлениях замешаны сотрудники банка, и якобы проводится внутреннее расследование.

В мобильном приложении Сбербанк Онлайн и на сайте можно воспользоваться формой обратной связи «Сообщить о мошенничестве» и передать специалистам тех-безопасности адреса мошеннических сайтов и номеров телефонов. На сегодняшний день собрано более 600 тысяч мошеннических телефонных номеров и 16 тысяч адресов сайтов. С момента запуска сервисов их посетили более 5 миллионов человек.

По данным Сбербанка, в 2020 году зафиксировано более 15 миллионов мошеннических звонков гражданам России – это 100 тысяч звонков в сутки. Только в Сбере в 2020 году зафиксировано 3,7 миллионов обращений клиентов на попытки телефонного мошенничества.