Научить учиться. Как помочь первокласснику адаптироваться в школе

Ирина Якунина / АиФ

Психолог Вита Акулова рассказала «АиФ-Черноземье» о том, как помочь первокласснику справиться со стрессом от первых шагов в школе и сделать учебные будни праздником.

   
   

Первые шаги

Евгения Ладыгина, «АиФ-Черноземье»: Как помочь ребёнку привыкнуть к школе, так ли необходима подготовка к ней и на что она влияет?

Вита Акулова: Когда наши маленькие детки приходят из детского сада в школу, они испытывают колоссальный стресс, вне зависимости от того, ходили ли они на подготовительные занятия или нет. Новый учитель, новые требования, новый коллектив. Самое главное, что всё строго ограничено по времени, им необходимо сидеть и выполнять какие-то задания, а это сложно. Чтобы стресса не происходило, необходимо вводить правила. Сам процесс адаптации всегда очень болезненный, а вхождение в школьную жизнь вообще может занимать до двух месяцев. В это время мы можем наблюдать различные симптомы, на которые будет жаловаться ребёнок — болит голова, живот. Самое интересное, что в школу поначалу они идут с удовольствием, несмотря ни на что, но потом праздник сменяется суровыми буднями.

— Получается, что стресса не избежать, но ведь его можно минимизировать?

— Первое правило — это подготовить психологически ребёнка где-то за месяц до начала учебного года. В августе необходимо начинать вводить режимные моменты. Поскольку дети в этом возрасте уже в основном не спят днём, их нужно учить засыпать вовремя. Если ребёнок ложиться в девять в лучшем случае, то по-хорошему он должен проснуться в восемь утра. Но вы понимаете, что это из разряда фантастики.  На деле в этом возрасте дети ложатся спать в среднем около десяти. Между десятью и двенадцатью у нас мозг отдыхает, а потом он начинает перерабатывать информацию. Поэтому надо приучать ребёнка к режиму и готовить ко сну с полдесятого. Это может быть тёплая ванна, сказка на ночь и любой ритуал, который приятен вашему чаду. Плюс ему надо начинать рассказывать, что он будет делать в школе. Можно даже сводить его туда на экскурсию. Обязательно нужно устроить, чтобы поход в школу был всегда праздником. Следующим немаловажным моментом является ритуал подъёма. Хорошо, когда ребёнок сам выберет мелодию на будильнике, которая станет ему приятна. А мама при этом будет проявлять с утра больше нежности и ласки.

Важен ритуал

— Как можно суровые будни сделать праздником?

   
   

— Устройте праздник из покупки учебников, школьной формы, тетрадей и вместе с этим, например, день вредной еды. Он должен запомниться ребёнку, так как самое важное для него — это ритуалы. И уже когда он пойдёт в школу, все покупки, которые были сделаны, станут ассоциироваться у ребёнка с чем-то праздничным и интересным. Ещё одним важным моментом является полный отказ от игрушек. Нельзя запрещать им играть, иначе они начинают носить их с собой в школу.

По дороге на учебу необходимо правильно настраивать ребёнка на то, что он умница, он молодец, у него всё обязательно получится.

Конечно, вначале будет не всегда получаться, а мы иногда начинаем давить на ребёнка, и вариант неуспешности за ним закрепляется. В первом классе даже самый хороший и усидчивый ребёнок невнимателен — он обернулся и прослушал половину материала. Мальчики, например, априори неаккуратны, но всё равно их нужно хвалить: ты молодец, давай договоримся, что ты будешь сегодня внимательно слушать, а потом я приду, и ты мне всё расскажешь.

Нельзя задавать вопросов: какие ты сегодня задания получил, как ты себя вёл и прочие. Необходимо убрать морализаторский тон!

Никаких привозов и увозов

— Как подготовить ребёнка к походу в школу — мы разобрались, но что делать со временем после учёбы, как его лучше распределить?

— Исходя из того, что первоклашки занимаются в среднем до 12 часов, после занятий хотя бы полчаса ребёнок должен пройтись. То есть нужно сменить нагрузку умственную на физическую, где он может побегать и попрыгать. Следующим идёт обязательное налаживание рациона питания. Необходимо вводить в него больше каш, рыбы, печени, иначе ребёнок будет испытывать потребность в необходимых витаминах и хуже воспринимать новую информацию. После еды ему необходимо отдохнуть и не раньше четырёх часов приступать к домашнему заданию.

Делать уроки нужно по нисходяшей — от сложных к легким — и не более часа. Сделали задание — и 15 минут перерыв. Но это должны быть не компьютер, телевизор и планшет. Лучше, если это будет подвижная игра, упражнения на развитие координации.

И в период адаптации необходимо, чтобы лишней информации было поменьше, включая даже кружки и различные секции.

— А как лучше организовать самостоятельную работу ребёнка?

— Хорошо действует, когда ребёнок сам составляет себе план работы, который утверждается коллегиально. Он предлагает, вы соглашаетесь, и если малыш откажется что-то делать, мы можем сконцентрировать его на плане и сказать, что он сам так решил.

В итоге развивается организация, ответственность, но при этом он — молодец.

Помимо домашнего контроля родителям необходимо наблюдать и чутко следить за тем, что происходит в школе. Если возникают какие-то стрессовые ситуации, хорошо, если ребёнок вам будет сам говорить об этом. Но иногда дети замыкаются в себе, и последствия бывают самые разные. Вы должны узнавать про такие моменты, интересоваться, что было хорошего, что плохого. Каждую ситуацию нужно комплексно разбирать.

Если учительница чересчур строга, лучше сразу перевести ребёнка в другой класс, там, где ему не будут наносить морального вреда. Необходимо знать, что начальная школа — это не только место для обучения основам грамотности, но и закладка личности ребёнка. Если мы исковеркаем эту личность в начале учёбы, потом будет много проблем в подростковом и взрослом возрасте. Это закон. Нужно всё очень чётко организовать и помогать своему ребёнку, но ни в коем случае не сидеть и делать всё за него.