Сельская ипотека, которая фактически начала действовать весной 2020 года, сразу же стала «бестселлером» на рынке кредитования жилья. 2,7% годовых — весомый аргумент для тех, кто только задумывается о покупке своего домика в деревне.
Какие перспективы есть у этой программы в Липецкой области и поможет ли она омолодить село - в материале «АиФ-Черноземье».
Едем в село?
По данным регионального управления строительства и архитектуры, за несколько месяцев с момента запуска программы заявки на сельскую ипотеку подали более тысячи липчан. Кредит уже одобрили 340 семьям, выдали — 309.
В основном жители предпочитают приобретать недвижимость в Липецком, Елецком, Лебедянском, Усманском и Задонском районах.
«Зарплаты у селян небольшие, а кредит на строительство или покупку частного дома банки дают под 8–15% и выше. Конечно, для многих это неподъёмная ноша, а здесь появился шанс приобрести жильё на очень привлекательных условиях», — говорит участник программы Николай Сафронов.
Директор липецкого филиала одного из банков — участников программы сельской ипотеки Алексей Чемыхин сообщил, что общая сумма выданных кредитов в регионе составила уже 615 млн рублей.
«Сельская ипотека позволяет всем желающим купить готовое или строящееся жильё в сельской местности, а также даёт возможность приобрести землю под строительство жилого дома, построить или достроить дом», — отметил Алексей Чемыхин.
Выбирать недвижимость в далёкой глубинке совсем не обязательно. Главное условие — населённый пункт не должен входить в городской округ, а местное население — не превышать 30 тысяч человек. По сути, это любая точка на карте региона, за исключением Липецка, Ельца и Грязей.
Требования есть и к заёмщикам. Так, подать заявку на получение льготной ипотеки может любой гражданин России в возрасте от 21 года до 75 лет. Максимальная сумма кредита — три миллиона рублей. Деньги выдаются на срок до 25 лет. Первоначальный взнос — 10%.
Важное условие — дом или квартиру, приобретённые по программе, нельзя продавать пять лет после покупки. И оформить такой ипотечный заём можно только один раз.
Будет ли эффект?
Липецкие сёла стремительно пустеют. По данным Росстата, за 16 лет сельских жителей стало меньше на 22,6 тысяч человек — это практически население целого Тербунского района. А те же мигранты, которые могли бы сделать убыль не такой значительной, больше предпочитают города.
«Сельская ипотека может привлечь жителей в село, скорее даже вернуть выходцев из деревень на родные земли, — считает кандидат географических наук, доцент липецкого филиала РАНХиГС Сергей Зубков. — Но в отрыве от всего остального она не работает. Нужно развивать инфраструктуру: строить дороги, повышать доступность медицинской помощи, улучшать транспортное сообщение. Там, где никакой инфраструктуры нет, где удовлетворение любых человеческих потребностей — проблема, нет смысла и строиться — люди вряд ли туда поедут, и большого спроса ожидать не следует».
Есть такое понятие — «объём миграции», которым часто любят оперировать чиновники. Это совокупность выбывших и прибывших. Цифра вроде бы красивая, но не говорящая об эффективности процесса.
«Две тысячи человек может приехать и две тысячи же уехать, а эффекта ноль. Людей только с места сорвали: они приехали и поняли, что кроме жилья там ничего нет — ни работы, ни социалки, ни инфраструктуры, — продолжает Сергей Зубков. — Наиболее важный показатель, на мой взгляд, коэффициент эффективности — разница между приехавшими и уехавшими. Ведь важно, чтобы люди не просто приехали, а остались в деревне жить, работать, рожать детей. Вот если мы это в скором времени увидим, тогда можно будет говорить об эффекте».