Кимоно ко многому обязывает: тамбовскому дзюдо – 40 лет

   
   

 

Главное – есть желание

АиФ: – Леван Романович, какова предыстория дзюдо на Тамбовщине?

Л.К.: – В 1973 году была набрана группа ребят, желающих заниматься восточным единоборством. Инициативу проявил Александр Малин. Он и считается родоначальником дзюдо и самбо в области. Два последних десятилетия оказались не лучшими в плане развития дзюдо. В частности, кардинально изменилась система финансирования спорта, по–новому выстраивается работа спортивных школ и федераций. Сейчас мы пожинаем плоды того времени: многие перспективные тренеры и спортсмены просто ушли из спорта. Поэтому сегодня мы не можем похвастаться значимыми победами.

Тем не менее мы сумели создать необходимую базу для дальнейшего развития. Чтобы не быть голословным, приведу для примера несколько имён: Александр Кривенцев, Артур Аджамян, Сергей Рябов, Екатерина Хрунина, Николай Колесников. Это ребята, которые стабильно показывают результат на уровне ЦФО и пытаются пробиться в спортивную элиту России.

Сейчас у нас сплочённый дружный коллектив. И я считаю это большим достижением. Мне бы хотелось, чтобы появилась система взаимозаменяемости тренеров, чтобы было разделение на детских тренеров и специалистов, работающих со взрослыми, чтобы был ответственный за сборную и ушёл индивидуализм. Сейчас федерация дзюдо находится в стадии позитивного развития.

   
   

АиФ: – Как в федерации обстоит дело с кадрами?

Л.К.: – Секции борьбы дзюдо открыты во многих районах и городах. Что касается Тамбова, то дзюдо есть практически в каждой части города. А это говорит о том, что у нас работает достаточное количество тренеров. Но знаете, что количество и качество – это разные показатели. На мой взгляд, в федерации есть талантливые тренеры. Достижения воспитанников лучше всего характеризуют профессиональный уровень наставников. Свои имена в историю тамбовского дзюдо вписали Евгений Быков, Александр Говоров, Олег и Елена Дружинины, Сергей Бобылев, Михаил Изрец, Сергей Доровских. Слово «тренер» – оно многозначно. Это не просто специалист с хорошими профессиональными качествами. Прежде всего человек, работающий с детьми, должен соответствовать высоким морально–нравственным требованиям. И с удовольствием отмечу, что мои тренеры именно такие – порядочные, принципиальные, честные, в хорошем смысле слова больные спортом. Поэтому все, кто работает в системе спорта, живут борьбой, для них дзюдо – смысл жизни.

Ахиллесова пята

Л.К.: – Ахиллесовой пятой для нас является обновление тренерско–преподавательского состава. Молодых тренеров не так много, и идут ребята на работу в спортшколу неохотно. Возможно, это связано с маленькими зарплатами.

АиФ: – При этом не стоит забывать про материально–техническую базу, без которой невозможен качественный тренировочный процесс…

Л.К.: – Полностью согласен. Дзюдоисты, как и все борцы региона, ожидают строительства центра единоборств. По проекту это грандиозный спортивно–зрелищный комплекс, который решит все наболевшие вопросы. На данный момент стараемся обновить существующие залы: где–то укладываем новое татами, где–то делаем косметический ремонт. Я бы сказал, что условия у нас удовлетворительные. Есть хорошие залы, есть чуть хуже. Здесь федерация работать и решать проблемы в одиночку не может. Необходима поддержка властей – от областного до муниципального уровня. Пока что мы находим понимание.

Адаптивный спорт

АиФ: – Одно из направлений работы федерации дзюдо – адаптивный спорт. Это желание соответствовать времени или назревшая необходимость?

Л.К.: – Выражаясь рыночным языком – спрос рождает предложение. В секции борьбы приходит много людей с ограниченными физическими возможностями. И мы не должны им отказывать. Спорт доступен для всех. Это хорошо, что человек не замыкается на своих проблемах, а ищет пути самореализации. Для таких людей гораздо труднее переступить порог спортивного зала. Они уже победители – они победили свой страх. У нас есть замечательная девочка Вика Лаушкина, которая занимается дзюдо несколько лет. Она хорошо выступала по юниорам, перешла во взрослую категорию и второй год подряд становится серебряным призёром чемпионата России. Юля Дорофешина показала отличный результат в этом году – выиграла первенство России. Занимаются девчонки у Евгения Быкова, за что ему огромное спасибо. С другой стороны, я не понимаю людей, которые рассматривают занятия со спортсменами-инвалидами как шанс получить материальную выгоду или какие-то звания.

Путин–дзюдо

АиФ: – Нередко на федеральных каналах звучит сочетание: Путин-дзюдо. Вы отмечаете рост числа занимающихся этим, не спорю, красивым и по–настоящему мужественным видом борьбы. Дань моде?

Л.К.: – Для того чтобы ребёнок начал заниматься в спортивной секции, нужно, чтобы у родителей было понимание необходимости занятий спортом. А здесь важна пропаганда любого вида спорта – реклама самого разного характера. И то, что наш президент нередко появляется на экранах телевизоров в кимоно, – хорошая популяризация дзюдо. А на кого ещё равняться? И если по стопам Владимира Владимировича несколько десятков ребят придёт в секцию, то я считаю, это очень хорошо. Хотя популярность дзюдо я бы связал прежде всего с успехами российских спортсменов в последнее время.

АиФ: – Если говорить об успехах, то на прошедшей Олимпиаде в Лондоне российские борцы выступили великолепно. Есть в этом заслуга иностранного тренера?

Л.К.: – Безусловно, это непременно результат работы Эцио Гамбы. Невозможно поспорить с его тренерским талантом, умением организовать тренировочный процесс, настроить спортсменов. И это ещё раз доказывает мои слова о необходимости выстроить стройную систему развития. Появилась сильная личность, лидер. Поставлена чёткая задача. И результат налицо. Если честно, то у меня была мысль пригласить в наш город тренера высокого уровня. Я не говорю, что у нас нет высококлассных специалистов. Но «новая кровь» просто необходима. Нам нужна качественная работа со сборной, без выделения среди спортсменов любимчиков, с жёсткой дисциплиной. И я думаю, когда-то это произойдёт.

Смотрите также: