Сампурский деликатес

   
   

Купить хорошее мясо в наше время становится всё трудней – прилавки магазинов переполнены привозным продуктом, напичканным сплошной химией. Между тем на Тамбовщине есть хозяйства, которые специализируются на производстве натурального, свежего мяса. Одно из них находится в Сампурском районе. 

Рискованная затея

– Артур Хоренович, почему вы выбрали сельское хозяйство? Ведь труд в нём очень напряжённый, монотонный и ежедневный.

– Трудиться в полную силу, не позволяя себе поблажек, нужно в любой сфере жизни. И я к этому привык – ведь иначе не выкарабкаться. Конкретно на сельское хозяйство сделал ставку в то время, когда страна встала в тупик, и многие задались вопросом – чем заниматься. Тогда я уже был сельским жителем и имел опыт работы в совхозе. Признаться честно, люди посмеивались надо мной – думали, что ничего из этой затеи у меня не выйдет. Но я понимал, что легко нигде не бывает, а сельское хозяйство, что ни говори, – пищевая безопасность страны, а потому государство должно когда–нибудь повернуться к нему лицом.

– Но, прежде чем оно начало «поворачиваться», пришлось ведь как–то самому вставать на ноги?

– Поначалу рассчитывал только на себя – важно было поверить в собственные силы. Конечно же, без кредитов обойтись было невозможно. Брали их много, поэтому останавливаться было нельзя. Хотя нелегко приходилось: первый год ко мне даже не шли работать люди – чисто из–за национальных соображений. Во всё приходилось вникать самому…

   
   

Начал с растениеводства, и не прогадал – урожайность получал бешеную. Сеял традиционно: пшеницу, ячмень, подсолнечник. В 2002–м собрал 65 ц/га пшеницы третьего класса. Буквально каждый год увеличивали землю на 400%: в 1999–м начал со 150 га, а в 2004–м площади достигли уже 4 200 га.

Одними из первых мы освоили свёклу и кукурузу. «Царицу полей» додумался ввести в структуру неспроста – нужно было справиться с проблемой уплотнения почв. Со временем в хозяйстве стали приобретать дорогостоящую технику, что дало свои результаты.

Ставка –на мраморное мясо

– С растениеводством понятно. Но взяться за животноводство – это огромное мужество в наше время!

– Разумеется, прежде нужно было просчитать все «за» и «против». Мясное животноводство выбрал не зря: оно менее рискованное, чем молочное, ведь этот продукт не нужно сдавать каждый день. Наше КФХ стало участником Программы развития мясного скотоводства Тамбовской области до 2015 года, и получило субсидии на разведение стада. Одними из первых в регионе мы закупили племенных калмыцких коров и быков. Животные эти непривередливые – могут зимовать в открытых загонах. Они очень плодовиты и без особых затрат набирают хорошие привесы. В первый же год получили приплода на 85%, а рассчитывали от силы на 70%. Пришлось строить дополнительно помещения, покупать ещё технику для заготовки кормов.

– Пожалуй, главный ваш конёк – «мраморное» мясо. Многие, кто его пробовал, хвалят за необыкновенные вкусовые качества. Что же это за деликатес такой?

– Да, этот продукт для многих тамбовчан стал открытием. Особые вкусовые качества его достигаются благодаря внутримышечному жиру, который равномерно распределён в виде жировых прослоек между мышечными волокнами. Когда продукты из такого мяса подвергаются тепловой обработке, жировые прослойки тают, а само мясо наполняется соком. Благодаря этому оно приобретает неповторимую мягкость и нежность. Большую роль в достижении мраморности играют технологии откорма скота. В рацион животных мы включаем специальную кормовую смесь, содержащую большое количество кукурузы, зерна, люцерны. Благо, что кормов своих нам хватает. И за качество их мы уверены на 100%.

Народ знает толк

– Вопросы качества сегодня волнуют многих. Народ может отличить, где натуральное, а где «нахимичили». Вас это не напрягает?

– Наоборот. Это хорошо, что люди стали более разборчивыми. Особенно – старшее поколение. Ведь им есть с чем сравнить: то, что употребляли в пищу тридцать лет назад, и что сейчас – небо и земля. Поэтому люди всё чаще стараются искать в том многообразии ассортимента, что есть на прилавках супермаркетов, натуральные, качественные продукты. Однако крупным производителям и продавцам выгоднее продавать не натуральную продукцию, а напичканную всякой химией, от которой, как известно, только один вред.

У нас же эти вопросы стоят под строжайшим контролем – проводятся все необходимые анализы. А экологичность мяса доказывается легко – ведь в корм животным мы не добавляем антибиотики и гормоны для более быстрого роста. К тому же КРС мы растим на вольном выпасе, а не при искусственном освещении. Само хозяйство расположено вдалеке от городов и предприятий.

– Да, но, к сожалению, ваше вкусное «мраморное» мясо могут купить далеко не все жители региона. Хотя есть и такие, кто готов заплатить за него больше, чем за привозное импортное…

– Реализация стала для многих фермеров–животноводов проблемой номер один. Из–за чего приходится сокращать поголовье скота. Ведь выходить на внутренний рынок практически невозможно. Остаётся лишь обеспечивать собственные нужды. В именитые сетевые супермаркеты нам попросту не прорваться. Все они сидят на более прибыльной продукции, которая уступает нашей по всем параметрам во много раз. Мясное скотоводство сегодня нерентабельно – закупочные цены практически приравнены к себестоимости производимой продукции.

Сейчас вопрос нужно ставить откровенно: «А есть ли вообще место частнику на таком рынке?». Очевидно, что сельское хозяйство подрывается присутствием в агропроме крупных холдингов. Именно на них, а не на фермеров, через субсидии идёт огромная часть денег. А для нас выплаты стали единоразовыми. Нет последовательности.

Рука помощи

– Региональная власть в силах изменить ситуацию?

– Развитие сельского хозяйства – прежде всего, государственная задача. На федеральном уровне нужно осознавать, что опираться в сельском хозяйстве нужно не только на крупные холдинги, но и на фермерские хозяйства. И поддерживать их. В этом плане российские фермеры, что называется, белой завистью завидуют зарубежным «братьям по цеху». Ведь там идут очень хорошие субсидии, и государство уверено: село будет жить, а народ – питаться качественными продуктами.

– И всё–таки ваше КФХ продолжает развиваться. Какие планы на ближайшее будущее?

– Пока выживаем за счёт растениеводства. Но ставку на мясо делаем немалую, поэтому продолжаем усовершенствовать его качество. Пытаемся путём скрещивания получить новые породы коров, чтобы увеличить мясистость. Для этого изучаем опыт других регионов. В этом году получили уже и первые результаты – «смесь» телят пород «Калмыцкая» и «Герифорд».

Одновременно расширяем базу хозяйства – строим помещения для хранения мяса. В ближайшем будущем планируем приобрести холодильное оборудование. Рассматриваем перспективы разведения кроликов и нутрий.

– Артур Хоренович, про вас говорят, что вы легко делитесь опытом и не боитесь конкуренции. Это так?

– К конкуренции отношусь благосклонно. А по поводу опыта скажу так: то, что умею делать, того уже не отнять – так почему бы не поделиться с теми, кого это может спасти? Мне было очень приятно, когда в 2012 году приехавшие к нам в хозяйство фермеры и руководители СХПК взяли себе что–то полезное «в копилку». Ведь сегодняшние знания и навыки – далеко не последнее, на чём я остановлюсь. А чтобы добиться успеха, нужно смело браться за что–то новое.

на правах рекламы

Смотрите также: