Руководитель оркестра народных инструментов тамбовской детской музыкальной школы № 2 признан лучшим на I Всероссийском конкурсе дирижёров оркестров народных инструментов. Музыканту выпала честь поработать с Национальным академическим оркестром народных инструментов России имени Н. П. Осипова.
В феврале детский коллектив под управлением А. Моргунова представит наш регион на Олимпиаде–2014 в Сочи.
Мелкосортные конкурсы – не про нас
Лариса Щербинина, АиФ-Тамбов: – Алексей, правда, что вы хотели вернуться назад, когда увидели программу конкурса с заявленными участниками?
Алексей Моргунов:– Не скрою – было очень страшно. Высокий уровень буквально давил. Ведь этот конкурс заявлен Правительством РФ вторым после конкурса Чайковского. Среди 20 дирижёров, прошедших отборочный тур, я был единственным, кто работает с детским оркестром. Большинство заявивших о себе – опытные профессионалы, работающие либо с филармоническими коллективами, либо с оркестрами престижных консерваторий. Среди них был даже один из дирижёров Осиповского оркестра. И всё–таки, собрав волю в кулак, решил, что пасовать раньше времени не буду. Испытать свои силы здесь многого стоит.
– Но ведь есть и другие конкурсы с высоким статусом. Почему выбрали именно этот?
– Организовать «престижное» соискательство можно даже в Тамбове. Пригласить в жюри какого–нибудь профессора из Московской консерватории – и всё. В последнее время подобных низкопробных конкурсов по стране проводится очень много. Как следствие, появляется и огромное количество лауреатов. Но такие звания не имеют никакого веса. Не секрет, что своих учеников там «вытягивают» профессора, сидящие в жюри.
По–настоящему сильные состязания наши соотечественники в последние лет десять не выдерживают. Результаты стали низкими по сравнению со временами СССР. Тогда, чтобы попасть на международный уровень, нужно было преодолеть всесоюзный отбор. А прошедшие его обязательно выигрывали.
– Вам удалось выиграть нелёгкое состязание, не имея в судействе «своих людей». Что же последовало за этой большой победой?
– На этом конкурсе никто ни к кому не был привязан в плане судейства – все оценивались абсолютно объективно. А уж ко мне члены жюри и вовсе не имели никакого отношения. Поэтому до последнего, пока не назвали моё имя, и думать о победе боялся.
После предложили сотрудничать сразу шесть оркестров, в том числе и Осиповский. 10 января мне предстоит дирижировать этим коллективом в зале Московской консерватории. Также ведутся переговоры с ульяновским и череповецким оркестрами о выступлениях уже в этом сезоне.
Мы – не «белые» вороны
– Алексей, вернёмся на Тамбовскую землю. Здесь вы успели зарекомендовать себя ещё и как сильный педагог. Давайте говорить откровенно: если бы не ваша известность, вряд ли бы удавалось набирать столько учеников на балалайку…
– Соглашусь с вами в том, что сегодня многие родители уже выбирают не конкретное направление для своего дитя, а учителя. Но есть и такие, кто просчитывают: какой доход это принесёт в будущем? Благо, детей коммерческие интересы начинают волновать чуть позже. Поэтому моя задача – увлечь маленьких музыкантов по максимуму. И занятия в оркестре здесь – вещь незаменимая. Важно сделать так, чтобы это был не просто разношёрстный коллектив, а целая семья со своим климатом и отношениями, где старшие помогают малышам; где каждый чувствует себя в полнейшей безопасности. И если ребёнок дотягивает до 12–13 лет, то он уже сам понимает, что ему интереснее реализовываться в оркестре, а не в подворотне.
– Вы были инициатором того, чтобы отправлять свой оркестр в летний лагерь на профильные смены. Не чувствуют ли там себя ваши дети «белыми воронами»?
– Поначалу к музыкантам их сверстники относятся не очень приветливо. Но юные оркестранты, успевшие уже пройти «огонь и воду», имеют к этому сложившийся иммунитет, и атаки сдерживать умеют. Со временем лагерная детвора перестаёт тыкать пальцами и насмехаться. И уже не скрывают интерес: а что же собой представляют народные инструменты? Наша «инфекция» проникает повсюду, и к концу смен уже пол–лагеря пробуют играть на балалайках – дети сами учат друг друга. Тогда мои мальчишки и девчонки понимают, что могут управлять общественным мнением с помощью собственной устремлённости. Кстати, после первого посещения лагеря мы хорошо поработали на результат: получили Гран–при международного конкурса в Санкт–Петербурге.
Грандиозная авантюра
– Вас ожидает грандиознейшее событие мирового масштаба – сочинская Олимпиада–2014. Заявить там о себе, кстати, ведь тоже была ваша идея?
– Да, ещё загодя подумал: не может такого быть, чтобы на Олимпиаде не было представлено отечественной культуры. Но чтобы попасть на уровень Культурной программы Олимпийских игр, нужно было каким–то образом дойти до Правительства РФ. И тут я впервые в жизни понял, зачем нужны партии. Пришлось связаться со знакомым партийцем, имеющим «подвязки» в высших кругах. Важно было не просто пройти отбор, но и «не прозевать», как наша заявка проделает весь путь от начала до конца.
– Благо, что вас утвердили, и теперь вы не только войдёте в историю, но и заработаете денег!
– Заработаем? О чём вы говорите? Такая возможность предоставлена волонтёрам: получить по 20–25 тыс. руб. К тому же им оплачивается проезд, проживание и питание. А участники культурной программы – профессиональные коллективы – вынуждены вкладывать собственные средства, чтобы представлять нашу великую культуру. Поэтому мы вынуждены искать спонсоров. Есть те, кто охотно согласился дать нам деньги на костюмы. Но здесь мешает система госзакупок, ведь даже целевые спонсорские средства мы можем тратить только через торги. В результате выигрывают те, кто дешевле предлагает, а ведь дешёвой культуры не бывает.
– Как вы будете выглядеть и вообще – где выступать?
– «Прикид» разработали сами: джинсы, белые свитера и рыжие ботинки. Необычно для нас, но соответствует тем условиям, в которых придётся выступать. Закрытых площадок в Сочи нет – все концерты пройдут на открытом воздухе. Играть будем три дня. Выступления с ограниченной технической оснащённостью намечены на дневное время. Это такие массовые акции – флешмобы. Иначе говоря, антураж в русском стиле для иностранцев. А по вечерам – уже более мощные концерты, которые будут транслироваться на огромные мониторы. Конечно, при таком раскладе нам невозможно показать всю филигранность игры. А ведь в этом – наш «конёк». Но, благо, и опыт уличных выступлений мы имеем. Представим и мировые шлягеры, и обработки известных народных песен.
– А какие соревнования планируете посетить?
– К сожалению, всё, что увидим, – санный спорт. Да и то – стоя! Остальные попросту не потянем финансово. Групповые билеты купить невозможно – их бронируют только по спискам, утверждённым правительством.
Олимпиада стала своеобразной лакмусовой бумажкой – разом обострились все проблемы в нашей стране. Даже добраться до Сочи будет не так просто – график движения поездов ещё не составлен. А из-за дефицита бюджета культуры, железнодорожные билеты мы сможем купить только в следующем финансовом году.
Думаю, что со всеми сложностями при поддержке области и города мы справимся. Ведь заявить о Тамбовщине на Олимпиаде – значит, попасть в мировую историю. Не говоря уже о том, какой стимул для развития будет потом у наших детей!
Смотрите также:
- Музыковед Алла Загвоздкина: «Мы очень терпеливы» →
- 40 лет руководит «Ивушкой» Александр Поповичев →
- Профессия - зажигать новые звёзды →