Поликлиника для растений.  Биология должна победить химию в АПК

   
   

Можно ли бороться с вредителями и болезнями растений без применения химических веществ? Оказывается, да. И в нашем регионе есть опыт работы в этом направлении. О новых разработках биологических препаратов беседуем с руководителем филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Тамбовской области Николаем Калининым.

Безопасно и надёжно

– Николай Иванович, ваша организация – государственная. Наверняка не хватает денег на развитие новых направлений работы?

– Да, вы правы. Ещё и кризис заставляет всех ужиматься. В 2015 году, как и всем бюджетникам, нам урезали финансирование. Получили от государства на 5 млн руб. меньше, чем в прошлом году. Для нас это ощутимо. Ведь и коммунальное хозяйство, и ремонт зданий, и закупку оборудования оплачиваем из собственного кармана, не говоря уже о других расходах. Но мы не ропщем, а стараемся заработать сами. К примеру, у нас налажено производство биологических препаратов.

– Это специально для так называемых «биопродуктов»?

– Сегодня только ленивый не твердит о пользе здорового образа жизни. Но без экологически чистых продуктов говорить об улучшении качества жизни – бессмысленно. Однако многие товаропроизводители даже не слышали о биопрепаратах, которые эффективно защищают растения от болезней и вредителей. Следует отметить, что их применение не только позволяет вырастить экологически чистый урожай, но и оздоровить почву. Аграрии уже давно не используют навоз для воссоздания плодородного слоя пашни. В итоге содержание гумуса в почве снизилось с 14% до 6%. Знаменитый тамбовский чернозём деградирует год от года.

Наша биолаборатория выпускает такие препараты. Расскажу лишь о некоторых. Биопрепарат «Ризоагрин» применяется для повышения урожайности и улучшения качества яровых и озимых культур. В среднем по России прибавка урожая при его применении – 15–30% с одновременным увеличением в зерне на 1–2% содержания сырого белка и клейковины.

   
   

«Ризоторфин» используется для предпосевной обработки семян зернобобовых культур. Его действие основано на способности клубеньковых бактерий в симбиозе с бобовыми растениями фиксировать атмосферный азот. Тем самым повышается на 10–40 % урожайность и количество белка в растительной продукции. Плюс – экономия 50–200 кг минеральных удобрений на 1 га.

По–своему уникален и «Ризоплан Ж». Он служит для защиты злаковых культур, сахарной свёклы, картофеля, капусты, огурцов, земляники, яблони от грибных и бактериальных болезней. Используется как фунгицид и при обработке вегетирующих растений. Всего за год выпускаем от 40 до 70 тонн данных биопрепаратов.

Охота на мышей

– Говорят, что мыши просто поражают объёмами съеденного урожая. Как с ними боретесь?

– Да, мышевидные грызуны – нешуточная угроза и для полей, и для садов – особенно молодых. Они обгрызают ствол, и дерево гибнет. Грызуны поселяются целыми колониями. До 50% озимых пропадает у тех, кто не обрабатывает семена. Для борьбы с ними нарабатываем препарат «Бактороденцид» на основе мышиного тифа, который безвреден для людей и животных. Производим его до 100 тонн в год, снабжая и другие регионы.

– С какими ещё вредителями приходится иметь дело?

– В отдельные годы особо опасны – залетающие с попутным ветром луговой мотылёк и саранча. В последнее время их стало больше в связи с изменением климата. Также ведём наблюдение и за другими вредителями с/х культур, подсчитывая их численность буквально на квадратном метре. На основании полученных цифр даётся заключение о целесообразности обработок пестицидами. Этим направлением занимается фитосанитарная лаборатория – наша «поликлиника» для растений. Кроме того, специалисты лаборатории проводят фитоэкспертизу семян на заражённость болезнями с выдачей рекомендаций. В текущем году План обследования сельскохозяйственных культур – 1 млн 600 тыс. га – это почти 2/3 от всей пашни региона.

Встречаются подделки

– Вы отслеживаете поступление пестицидов и семян в регионе. Что можете сказать об их качестве?

– Проверкой пестицидов на действующее вещество и качеством протравливания семян занимается технологическая лаборатория. Пестициды – товар импортный. И цены на них выросли в 2 раза в связи с санкциями. Резко упало и качество, т. к. стало поступать много подделок. Часто на этом «обжигаются» фермеры, которые стараются взять подешевле.

Ежегодно мы определяем и сортовые качества семян каждой культуры, кроме сахарной свёклы. Работаем по госзаданию. Так, в 2015 году нам дали на проверку 132 тыс. тонн семян. Это немалый объём: каждая проба – от 60 тонн, а мы должны проанализировать 50–55 тыс. таких проб. Ещё мы контролируем 5 семеноводческих хозяйств. Они закупают суперэлиту, производят элиту и продают фермерам, но для этого должны получить у нас сертификат.

– Как подготовились к новой посевной? Семенами обеспечены?

– Если брать анализ семян яровых культур, то 99,3% из них – нормального качества. Немного нужно подработать по засоренности. Неполностью хозяйства были обеспечены семенами свёклы. Ведь своего производства в стране нет, приходится пользоваться зарубежными. Но потихоньку эта проблема решается. Семена кукурузы у нас не вызревают – завозим из Краснодара. Зато по подсолнечнику смогли возместить импорт за счёт семян местного производителя. 

Смотрите также: