Сегодня бумажная открытка уже становится такой же изысканной редкостью, как, например, свечи на праздничном столе, патефон с трубой или медный самовар. А до наступления эры интернета она была одним из самых привычных, ярких и душевных символов нашего быта. И не беда, что доходила такая «старинная СМС-ка» только через несколько дней после отправления! Главное, что писались эти послания вручную, с искренним, а не дежурным уважением к получателю, а сами открытки, порой, представляли собой настоящие произведения искусства.
О своей коллекции и истории советских открыток рассказывает тамбовский краевед Татьяна Рязанова:
Рождество и Новый год
Первые рождественские открытки появились в Европе в конце ХVIII века. В Россию этот вид почтовой связи пришёл с заметным опозданием – только в 1897 году. Но, появившись, занял вполне почётное место в отечественной культуре и искусстве. Над сюжетами рождественских открыток работали самые выдающиеся художники – Виктор Васнецов, Илья Репин, Константин Маковский, Александр Бенуа.
Выпускались дореволюционные открытки в хорошем полиграфическом исполнении, с применением тиснения, позолоты и серебрения, и – небольшими тиражами. Стоили дорого и, потому хранились в семейных альбомах долгие годы. Считалось, что эти небольшие картонные шедевры приносят в дом счастье и выполняют все добрые пожелания адресатам.
После революции Рождество уже не отмечалось как официальный праздник, да и по сути было под запретом. Соответственно, исчезли и сюжеты на эту тему. Новые большевистские открытки, которыми граждане советской страны должны были в основном поздравлять друг друга с очередной годовщиной Октябрьской революции, популярностью в народе совсем не пользовались.
«Да и печаталось их так мало, что сегодня даже у «продвинутых» коллекционеров сложно найти раритеты, выпущенные до «реабилитации» новогоднего праздника», – отмечает коллекционер.
Традиция дарить новогодние открытки возобновилась только ближе к 1940-м годам. Но, хотя многие граждане страны Советов и продолжали в узком кругу отмечать Рождество, на них перестали изображать христианские мотивы. Почтовая карточка стала способом пропаганды.
Дед Мороз – с автоматом на танке?
Как рассказывает Татьяна Рязанова, широкое распространение советские новогодние открытки получили в 1941 году. Это был самый простой способ связи тыла и фронта. К тому же, открытка легко подвергалась цензуре – её не нужно было вскрывать, а потом снова заклеивать.
Выпускались открытки с надписями «Новогодний привет защитникам Родины!» или «С Новым годом! К новым победам!». В тыл приходили послания «Новогодний привет с фронта!».
«Практически все открытки военного времени посвящены борьбе с фашизмом. Среди сюжетов было много карикатур. Любопытны также «героические» изображения советского Деда Мороза с автоматом, или на танке. Главный смысл открыток тех лет – поддержать своего родного бойца, напомнить, что дома его любят и ждут», – говорит Татьяна Рязанова.
«Кремлёвские» зайцы
Мирные сюжеты появились на открытках только во время хрущёвской «оттепели». Это изображения уже обычного и привычного «штатского» Деда Мороза, Снегурочки, снеговиков, нарядных ёлочек, весёлых зайчиков и других забавных персонажей на фоне кремлёвского пейзажа. Но главными символами советского Нового года стали, разумеется, сам вид Кремля и куранты на Спасской башне. Расцвет классической советской новогодней открытки пришёлся на 60-е 70-е годы.
Наряду с привычными, появляются сюжеты, связанные с жилищным и промышленным строительством, освоением космоса, «покорением» атома, а также картинки, пропагандирующие крепкую советскую семью, развитие спорта и другие приметы времени. Так, например, после запуска в эксплуатацию сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 Дед Мороз пересел с конной упряжки именно на него.
Олимпийский Новый год
Миллионы и миллионы открыток, которыми советские люди поздравляли друг друга с новым 1980 годом, были с олимпийским медвежонком. Он играл в хоккей, катался со Снегурочкой на коньках и на лыжах, держал олимпийский факел.
А ещё на открытках брежневской «эпохи застоя» часто можно было увидеть жилые новостройки и ключи от новых квартир – страна постепенно переселялась из «хрущоб» в «жутко комфортабельные» девятиэтажки. Появились и изображения дефицитных «предметов роскоши» – телевизоров, холодильников, автомобилей, а также богато накрытых столов с фруктами, шоколадными конфетами в ярких коробках и шампанским в хрустальных бокалах.
Во времена горбачёвского «сухого закона» спиртное, в том числе и шампанское, с открыток моментально исчезает. Но кремлевские звёзды, башни, куранты и герб СССР остаются до самого конца советской эпохи.
По словам Татьяны Рязановой, самым модным сказочным символом советских открыток 80-х годов, наряду с Дедом Морозом, становится волшебная тройка.
«Вообще, в этот период вдруг вспоминают и активно используют исконно русские мотивы и стили – хохлому, гжель, – рассказывает она. – Но, к сожалению, в это же время оригинальные рисованные сюжеты зачастую вытесняются скучными фотографиями натюрмортов – на фоне нарядной ёлки стол, на нём фрукты, сладости, горящие свечи».
И снова Рождество!
На самом излёте 80-х, когда коммунистическая идеология уже вовсю трещала по швам, на открытки робко возвращается рождественская тематика. Сначала, как бы невзначай, в толпе прочих персонажей возникают ангелочки, впрочем, больше похожие на эльфов. Затем, в уголках зимних пейзажей начинают осторожно появляться и церкви.
И только в начале 90-х смело утверждаются классические сюжеты – «С Рождеством Христовым!». И это становится своеобразным знаковым событием и констатацией того, что прежняя идеология закончилась и ушла в прошлое.
«Для меня лично каждая открытка в коллекции ценна! Это и ностальгия по СССР, и часть истории и летописи моей семьи. Есть в коллекции, например, несколько редких поздравлений с Новым годом из Венгрии – от дяди, работавшего там в 80-е годы. Получить тогда из-за границы открытку – это было событие редчайшее! – говорит краевед Татьяна Рязанова. – Берегите старые открытки! Это не просто картинки на картоне. Это настоящие портреты великой советской истории, это красочная художественная летопись нашей страны, это наша драгоценная культура!».