Маэстро в Тамбове. Певец Альберт Жалилов – о развитии искусства в регионах

С Академическим симфоническим оркестром имени С.В. Рахманинова в Тамбове выступил победитель и участник телевизионных проектов «Живой звук», «Народный артист-2», «Главная сцена», «Романтика Романса», «Танцы со звездами», лауреат международных конкурсов, заслуженный артист Республики Татарстан Альберт Жалилов.

   
   

Кроссовер в музыке

В программе концерта прозвучали популярные оперные арии, классические и городские романсы, итальянские и неаполитанские песни, а также и самые любимые песни советской эпохи.

«Мы с нетерпением ждали приезда Альберта Жалилова, с которым уже выступали в прошлом году на нашей сцене. Всех тамбовчан он очаровал, безусловно, магическими вокальными данными. А также умением с первых минут овладевать сердцами зрителей, которые остаются под гипнозом даже после окончания концерта», – отмечает Алексей Моргунов, главный дирижер АСО им. С.В.Рахманинова.

Альберт Жалилов – оперный певец, один из ведущих исполнителей России в жанре кроссовер, который находится на стыке классики и эстрады. В репертуаре около 600 песен, он поет на 14 языках и диалектах.

Долгое время Альберт стоял перед выбором: юриспруденция или вокал? Окончил с медалью гимназию, юридический факультет с красным дипломом, участвовал в многочисленных областных и международных научных конференциях и конгрессах. Является супер-финалистом конкурса «Лидеры России-22». Успешно получил диплом МВА. Член Общественного совета при Минкультуры РФ. Несмотря на недюжие деловые качества, его жизнью остаются творчество и музыка. Перед началом концерта в Тамбове Альберт Жалилов дал эксклюзивное интервью для нашего портала.

Корреспондент chr.aif.ru Сергей Доровских: Альберт, как вам Тамбов?

Альберт Жалилов: Я выступаю у вас уже не первый раз. Бывал здесь не только в прошлом году – до этого ранее был на фестивале духовных оркестров «Певческое поле». Город особенно красив летом. Прекрасная, утопающая в зелени набережная Цны, уникальная усадьба Асеевых, чистый воздух...

   
   

- Пианисты обожают творчество Сергея Рахманинова, в том числе и потому, что он подарил порядка 90 сочинений. Они – как вечно возобновляемый источник концертной энергии. А ещё за что, как вы считаете, стоит любить Рахманинова?

- Мне стоит ответить как певцу, хотя и понимаю, почему творчество Сергея Васильевича так ценят именно пианисты – Рахманинов представляет огромное поле для роста. Он сам был великолепным пианистом, и, конечно, его произведения – очень сложные. И если музыкант может их хорошо исполнить – это говорит о его уровне. Тоже самое можно сказать и про певцов. Романсы Рахманинова – они как наша жизнь. Очень непредсказуемые, и в них можно найти подчас диаметрально противоположные эмоции: от спокойствия до абсолютного восторга. Для меня исполнять Рахманинова – это всегда большое счастье, а ещё это – высокая планка, которую каждый раз нелегко брать.

- Вы бывали в музее-усадьбе композитора «Ивановка» у нас на Тамбовщине?

- К сожалению, пока ещё нет.

- А что ожидаете от посещения, ведь «Ивановка» – это своеобразное «место силы» для музыкантов. Есть ли у вас такие любимые места?

- Сложно, самому пока не увидев и не зная атмосферы что-либо предугадать. Но я уверен: если соприкасаешься с местом, где жил, творил выдающийся человек, которого так уважаешь и ценишь творчески, то неизбежно в душе останется яркий след. Никто не знает, что почувствуешь, у всех ведь бывает по-разному. Я убеждён, что такие места, где жили и оставили след великие люди, особенно нужны тем, кто находится в поиске или творческом кризисе.

Обязательно нужно туда приехать, напитаться, и тогда могут появиться и силы, и новые идеи. У меня таких мест несколько. Это, например, Флоренция, Италия, где я проходил стажировку. Там я мог отключиться от рутины, заниматься только музыкой – в месте, которое само по себе наполнено музыкой и удивительными историями, связанными с выдающимися творческими людьми прошлого. Оттуда я всегда уезжал с огромным количеством идей, из которых рождались новые проекты.

- А ваша малая Родина – Астрахань, вас также вдохновляет?

- Туда я приезжаю со жгучим чувством ностальгии, даю сольные концерты, с удовольствием встречаюсь со зрителями. Это место особенное, оно дало мне знания и силы для развития, подготовило меня.

Культуру – в небольшие города

- Вы – член Общественного совета при Министерстве культуры РФ. Какую оценку дадите состоянию культуры в нашей стране, чего не хватает? Какой исторический период в истории России вы в плане культуры считаете самым выдающимся?

- Лучшие времена в культуре России, я убеждён, ещё предстоят. Талантливых людей в нашей стране всегда было много, они есть и сейчас. У нас всё же наблюдается такой перекос: мы почему-то всё время смотрим в прошлое, и кажется, что раньше было лучше, но ведь это не так. Я верю, что и у нас, и у поколения наших детей будет ещё лучше, просто для этого мы должны сделать всё возможное. Что касается Общественного совета, он только сформирован и ему предстоит работать три года, так что всё впереди. Нам бы очень хотелось, чтобы люди чаще писали из разных мест, говорили о наболевшем, а мы бы собирали эту информацию, и вносили на этой основе предложения в Министерство культуры. Чтобы подвижки к лучшему были не только в Москве, Санкт-Петербурге, но и в других городах. Предложения Совета носят совещательный характер, но именно с его помощью общественность может повлиять на решения, которые принимаются сверху.

Что касается проблем, считаю, что сегодня особенно остро необходима поддержка оркестрам русских народных инструментов, которые часто пребывают в плачевном состоянии. Нужна музыкальная интеграция регионов, развитие классической музыки на местах, привнесение хорошей серьёзной музыки в небольшие города, в которые очень редко приезжают артисты высокого уровня. 

- Чем отличаются столичный и провинциальный слушатель?

- Ничем. Я не вижу различий. Везде люди приходят, чтобы на время отключиться от мирской суеты, посмотреть внутрь себя, послушать музыку, которая поднимет настроение. Другое дело, что в Москве намного больше проводится мероприятий, там наблюдается некоторое пресыщение, а зрители могут выбирать из многообразия. В регионах с этим намного сложнее.

О чиновниках на концертах

- Как, по вашему мнению, нужно продвигать академическое искусство?

- Мне кажется, если говорить именно про продвижение, то с этой задачей могут справиться только отдельные личности. Какие бы правильные решения не исходили из «больших кабинетов», всё реализуется именно на местах. Возьмём для примера Тамбов. Здесь живёт замечательный дирижёр Алексей Моргунов, благодаря волевому усилию, желанию которого и появился Академический симфонический оркестр имени Рахманинова. Это как раз и есть роль личности – если бы его не было, не удалось бы создать оркестр в том виде, как сейчас. Нужны были его огонь, желание, вдохновение, чтобы затем уже, видя всё это, поддержали и глава региона, и все структуры.

- То есть, всё равно, многое зависит от тех, кто имеет власть?

- Конечно. Об этом надо говорить прямо: многие губернаторы в нашей стране не понимают, зачем нужна культура, зачем строить концертные залы, поддерживать коллективы. Есть хорошие показатели региона по сельскому хозяйству, промышленности – значит, ты хороший губернатор, и всё. Но это – глубочайшее заблуждение. Правильное отношение – когда чиновники поддерживают, да и сами всегда – в зрительном зале и своим присутствием подают пример остальным.

Подписывайтесь на наш Дзен-канал «АиФ-Черноземье»: следите за главными новостями Тамбова, Курска, Липецка и Орла.