Музейная мистика запала в душу. Тамбовчанин Юрий Молчанов – о своей работе

Годы работы в областном Музейно-выставочном центре были лучшими в моей жизни, говорит Молчанов. © / Альберт Зверев / АиФ

Юрий Молчанов уже «распечатал» восьмой десяток, но стареть пока не спешит. Балагур, весельчак и «ценитель жизни во всех её проявлениях». Многие годы отдал железнодорожным войскам, а, выйдя в отставку, устроился на работу в Музейно-выставочный центр нашей области. Простым охранником.

   
   

Музей – книга нашей жизни

Теперь он грустно говорит, что музей – это место, которое запало в душу. До сих пор трудился бы там, но уйти заставила серьёзная болезнь. Сегодня Юрий Молчанов ведёт тихую и «правильную» жизнь пенсионера: семья, общение с друзьями, прогулки по парку и в «соцсетях», ремонт старенькой машины. Но главное его увлечение – дача. О рекордных урожаях «молчановской» клубники ходят легенды, а вкус его «вишнёвых» шашлыков достоин описания только великими поэтами. Простым смертным журналистам такое просто не под силу.

«Годы работы в МВЦ, пожалуй, одни из лучших лет моей жизни, – делится сокровенным Юрий Александрович. – Сама аура места здесь необыкновенная. За каждым предметом-документом стоят истории и судьбы тысяч тамбовчан, их беды и радости, поступки и мысли. Музей совершенно особенный – архив боевой славы Тамбовщины, настоящая «книга ратных и трудовых подвигов» многих поколений наших земляков».

Здесь собраны экспонаты времён Отечественной войны 1812 года, Первой мировой, большая экспозиция о Великой Отечественной войне, о вкладе тамбовчан в освоение космоса, другие интереснейшие коллекции. В начале мая на базе МВЦ открыли и первый в России музей Российского военно-исторического общества.

«А лично мне больше всего в нашем музее нравятся коллекции наград и оружия, – говорит Молчанов. – Иногда подхожу, например, к пулемёту «Максим», постою рядом и на сердце теплее становится – наши отцы и деды с такими воевали. Или к витрине с винтовками – «трёхлинейками». Их ведь наш земляк инженер Мосин изобрёл...»

Привидения дома купца Шоршорова

Он официально уже на пенсии, но бывает здесь регулярно, общаясь с бывшими коллегами и посетителями.

«Хоть и работал охранником, скучать за мониторами наблюдения не любил. Историю я хорошо знаю, автоматика-сигнализация надёжная, вот и отвлекался по просьбе экскурсантов от своего «командного пункта», рассказывал им о наиболее интересных экспонатах, – говорит он. – Особенно мне нравилось со школьниками заниматься. Ведь многие взрослые просто от скуки по музеям ходят, а дети – светлые и чистые души, открытые сердца, живо и искренне всем интересуются, как губка нашу историю впитывают! Ведь для них, в конце концов, такие центры культуры, образования, патриотизма в первую очередь и существуют. Это наше будущее!»

   
   

Ночью, конечно, совсем другое дело бывало. Помещение огромное, ценностей много, глаз да глаз нужен. Хоть электроника за всем и следит, но и сам бдительность не теряй. Интересно здесь по ночам! Здание старинное – бывший дом купца первой гильдии Минаса Шоршорова. После революции здесь и склады были, и учебные заведения, и магазины. А в годы войны очень крупный и важный госпиталь для наших раненых бойцов, где оперировал великий хирург Валентин Войно-Ясенецкий – Святой Лука.

«Про привидения врать не буду – не видал, – честно признаётся Молчанов, – но всяких странных звуков, скрипов и шорохов наслушался. Сидишь, бывало, около вахты, вдруг в тишине на втором этаже шаги негромкие, но отчётливые! Поднимешься, свет включишь, пройдёшь по залам – никого. А шаги уже на первом этаже! Такая вот мистика...»

Женщину без роз не покорить!

Выйдя на пенсию, он решил не унывать и посвятил себя другим интересным занятиям. Главное увлечение – дача. Сам домик небольшой и скромный, а вот таким ухоженным и уютным участком мало кто из соседей похвастаться может, гордо заявляет бывший музейный работник. Конечно, регулярно добираться до него – удовольствие накладное. Зато возвращается в город всегда с хорошим урожаем своей собственной, экологически чистой вкуснятины! И на зиму у ннго всего хватает: солёные огурчики и помидорчики, квашеная капустка, варенье и компоты, свёкла и картошечка. Но особая его дачная любовь – цветочные клумбы:

«Я без них просто жизни не представляю! – улыбается Молчанов. – Сегодня в моей коллекции одних только роз более тридцати сортов! Ирисы и ромашки, первоцветы и тюльпаны, нарциссы и фиалки... Всех не перечислить».

Но главные персонажи на его дачной сцене, конечно, розы! Чтобы признаться женщине в любви, порой достаточно подарить скромный букет ромашек, а вот чтобы ей это доказать – тут никак не обойтись без шикарных роз!