В среду, 13 сентября, исполняется 100 лет со дня рождения нашей прославленной землячки Зои Космодемьянской. По всей области, в том числе на малой родине героини в селе Осино-Гай, проходят торжественные мероприятия. Наша же редакция накануне юбилея получила письмо, которое рассказывает об уникальном литературном произведении, которое более 70 лет считалось утерянным.
Годы забвения
«Этой поэме было суждено 70 лет оставаться в небытие, а её автору – практически забытым почти на целое столетие. Не потому, что его талант уступал таланту известных поэтов. Поэзия не стала для него основным занятием в жизни – он был созидателем. Он внёс заметный вклад в создание металлургической и металлообрабатывающей промышленности нашей страны в годы довоенных пятилеток и считал эту деятельность, требовавшую полной отдачи, значительно более важной, чем своё поэтическое творчество», – пишет Виктор Файн.
Абрам Гутман сам сделал свою судьбу, поднявшись из низов общества. Разносторонне образованный человек, он знал мировую историю и литературу, был знатоком древнегреческих, римских и библейских преданий, хорошо знал и любил классическую музыку. Многие его стихи так и остались в рукописи. Их сберегла Софья Аркадьевна Тарханова, известный переводчик западноевропейской литературы, участник Великой Отечественной войны, которая перед войной 16-летней девчонкой встречалась с ним. Многие годы о поэтическом творчестве А. Оршанина никто не вспоминал, пока волею судьбы часть его архива не попала к Виктору Файну, который посчитал долгом восстановить имя незаслуженно забытого поэта.
В 1941 году Абрам Гутман был эвакуирован из Москвы в Киров вместе с Московским металлургическим заводом. Поэма «Таня» транслировалась Кировским областным радио 16 мая 1943 года, была опубликована в газете «Кировская правда» в ноябре 1943 года и тех пор считалась утерянной. Ни в одном из списков литературных произведений, посвященных Зое Космодемьянской, она не значилась.
Высокие отзывы современников
Свои последние произведения – поэмы «Ленин» и «Таня» А. Оршанин хотел опубликовать. В его архиве сохранился отзыв поэта Василия Казина, написанный в 1943 году в ответ на просьбу Союза Советских писателей: «Произведения А. Оршанина значительны по замыслу, квалифицированы с технической стороны. Есть несомненные удачи, острые как по внутреннему, так и по внешнему содержанию места». Критик Иосиф Гринберг заключает в своём отзыве: «Автор, столь добросовестно и серьёзно работающий, заслуживает всяческой поддержки» (июнь 1944 года).
После этого поэт продолжал дорабатывать поэмы – последний, машинописный вариант «Тани» с рукописной правкой и добавлениями датирован 1945 годом. Опубликовать поэму, однако, он не успел. На заброшенной могиле Абрама Гутмана на Востряковском кладбище указана дата смерти – 1947 год. Детей у него не было, вот и пролежали рукописи, забытые, без движения более 70 лет.
«Таню» поэт назвал поэмой. Я бы назвал её романом в стихах. Дело даже не в большом её объёме, существенно большем, чем, например, поэма Маргариты Алигер. Это – неспешное повествование о том, как Зоя шла к своему подвигу, с историческими и эпическими отступлениями», – говорит Виктор Файн.
Иосиф Гринберг отмечает основную особенность поэмы: «Судьба Зои прочерчена на фоне исторических событий и сближена с жизнью всей страны. Подвиг Зои взят в контексте героического напряжения всех советских людей, всего советского государства. Снова и снова А. Оршанин делает экскурсы и отступления, расширяя кругозор поэмы. Это имеет продуманный, принципиальный характер».
Палитра образов
В поэме представлена длинная вереница исторических имён и событий: Александр Невский, Дмитрий Донской, Московский князь Симеон Гордый (сын Ивана Калиты), Ермак, Минин и Пожарский, Кутузов, Бородинский бой, «Капитанская дочка», гибель Лермонтова на дуэли, Щорс и Чапаев, Киров, оборона Ленинграда, Александр Матросов, гитлеровский геноцид евреев. И не только нашей истории: Жанна д-Арк, сожжение Джордано Бруно, фашистские оргии в Германии. Это тот ряд имён, в который поэт ставит свою героиню. В поэме живут советские деятели культуры – скрипач Ойстрах, певица Дебора Пантофель-Нечецкая, литературные персонажи: пушкинские Евгений Онегин, Ленский, Таня, лермонтовские парус одинокий, Демон, боярин Орша. Особое место в поэме занимает описание эвакуации промышленных предприятий Москвы на восток – на примере металлургического завода, где работал автор. К этой героической теме А. Оршанин возвращается уже вторично – после стихотворения «Эвакуация». Героику советского народа, вставшего на борьбу за свою независимость, поэт противопоставляет человеконенавистнической машине уничтожения, взлелеянной нацистами.
«А. Оршанин – человек своего времени: прославляя народную героиню Зою, он славит имена Ленина и Сталина. В то же время, следует понимать, что для него эти имена – синонимы Родины. И именно так в то время мыслило большинство советских людей, включая Зою Космодемьянскую», – добавляет Виктор Файн.
Для А. Оршанина образ Тани – не трагический, а героический. Он не призывает нас рыдать над её могилой. Таня – эталон беззаветной преданности Родине-матери, эталон стойкости и героизма. Поэма «Таня» – это призыв не к современникам автора – они свой долг Родине уже отдали. Это призыв к будущим поколениям, к нам, призыв через десятилетия и века.
«Текст поэмы я посылал в подарок трём музеям Зои Космодемьянской (в Петрищеве, в Осиновых Гаях Тамбовской области и в 201-й гимназии Москвы, где училась Зоя). Поэма никогда не устареет, как и сам светлый образ Зои Космодемьянской. Однако на бумаге отдельной книгой произведение так до сих пор и не выходило, я убеждён что это – вопрос будущего. Его решение зависит от нашего неравнодушия!» – добавляет Виктор Файн.