«Систему надо сделать выгодной». В Тамбове начали оплачивать проезд картами

Транспортные талоны для льготников в Тамбове уходят в прошлое — изначально планировалось, что пользоваться ими можно до мая, но срок увеличили до июня. Уже сейчас льготники получают специальные транспортные карты. Остальные пассажиры смогут оплатить проезд любой банковской картой. Насколько эти нововведения повлияют на сферу перевозок, разбирался «АиФ-Черноземье».

   
   

Выдали — могу ехать!

Генеральный директор компании-перевозчика Алексей Федосов рассказал о проблемах, с которыми столкнулся на первых этапах внедрения системы. И одна из ключевых — слабое информирование людей о том, что представляют собой транспортные карты, как ими пользоваться. Например, многие льготники даже не знают, как ей пользоваться. И это уже приводит к конфликтам льготников и кондукторов:

«Многие пенсионеры доказывают, что им выдали карту, а значит, они могут по ней ехать. Им никто не разъяснил, что средства они должны сами положить через банкомат», — добавил Алексей Федосов.

Есть вопросы и по обслуживанию валидаторов — устройств, с помощью которых производится безналичная оплата. Например, если он неисправен, то льготников перевозчик должен вести бесплатно. Также транспортники недовольны размером комиссии «Транспортной платёжной системы», она составляет 7 процентов.

«В самом выгодном положении только банк», — считает Алексей Федосов.

Но при этом владелец транспортной фирмы подчёркивает, что ни он, ни его коллеги не выступают против внедрения новой системы. В целом она имеет много плюсов. Теперь доходы перевозчиков станут прозрачными, «серые» схемы при безналичной оплате невозможны. К тому же наконец-то удастся определить, какой у нас пассажиропоток, и, следовательно, правильно рассчитать тариф.

   
   

Опять повышать?

Проезд в общественном транспорте подорожал прошлым летом. При этом Алексей Федосов приводит обоснования необходимости нового повышения. По его словам, с 2009 года запчасти и топливо подорожали более чем в два раза, а тариф за это время вырос только на треть.

кстати
В регионе уже 34 тысячи льготников получили транспортные карты. Это около половины активных пользователей общественного транспорта, которые имеют право на льготный проезд. В сёлах, где нет отделений банка, организованы мобильные группы из представителей социальной защиты и банка, которые выезжают к льготникам на дом.

«Доводы, может быть, и обоснованные, понять проблемы транспортников можно, но я убеждён, что повышение тарифа — путь неправильный, — считает председатель комитета по промышленности, строительству, транспорту, связи и развитию предпринимательства областной Думы Александр Куприянов. — Недавно подняли тариф. Люди приходят ко мне на приём и возмущаются, говоря, что проезд для них стал слишком дорог. И их тоже нужно понять. При этом пока не видно никакой инвестиционной отдачи: проезд подорожал, но мы не наблюдаем, чтобы перевозчики купили хотя бы один новый современный автобус. Так что если и дальше поднимать стоимость, вряд ли это поможет транспортной сфере. Скорее, это приведёт к социальному взрыву».

По мнению депутата, безналичную оплату проезда нужно сделать популярной, а для этого нужно мотивировать людей.

«Нередко говорят, что платить по карте неудобно, особенно для людей старшего возраста. Я с этим не соглашусь: у большинства жителей областного центра есть даже не одна, а несколько банковских карт, люди получают пенсию на карты, — говорит Александр Куприянов. — Вместе с тем безналичную систему просто нужно сделать выгодной. Один из вариантов — сделать тариф за безналичный проезд немного ниже, чем за наличные деньги, и жителям будет просто выгодно пользоваться картами. И в любом случае нужна масштабная разъяснительная работа».

Смотрите также: