Летом этого года на сайте прокуратуры Тамбовской области появилось постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АО «Тамбовский завод «Комсомолец» имени Н.С. Артемова» по ч.1 ст.19.28 КоАП РФ. «Горячая новость» тут же разлетелась по СМИ.
Давайте разберёмся
«АиФ–Черноземье», как и другие СМИ, опубликовал на своём сайте эту новость. Но звонок Сергея Булаха, генерального директора АО «Тамбовский завод «Комсомолец» имени Н. С. Артемова», прояснил положение дел. Оказалось, что ситуация гораздо сложнее, чем её можно чёрным по белому изложить в новостном формате. Дела судебные, конечно, направление сложное, но редакция газеты решила разобраться и выяснить, как получилось, что известное в регионе, стране и за рубежом предприятие обвинили в административном правонарушении.
В июне 2016 года прокуратурой Тамбовского района было возбуждено административное дело в отношении АО «ЗАВКОМ». Основание – незаконное вознаграждение в размере 9 000 руб. за выдачу 9 свидетельств о прохождении ТО самоходных машин, которые якобы дал представитель завода государственному инспектору. Однако документы, которые предприятие представило суду, подтверждают, что 9 единиц техники, о которых идёт речь, прошли ТО ещё в сентябре 2014 года. Эпизод, вменённый заводу, датирован ноябрём 2014 года. Странная и нелогичная отсрочка… Кроме того, никаких фактов, что деньги были переданы, не было. На чём тогда основывалось обвинение? Обвинение, которое наотмашь ударило по репутации крупного предприятия. Как только информация была обнародована, в администрацию «Комсомольца» пошёл поток телефонных звонков, представляя всю широкую географию сотрудничества. Смысл один: как будете участвовать в торгах на получение заказов в такой ситуации, при такой репутации? Положение сложилось непростое. Авторитет завода, десятилетиями наработанные партнёрские отношения, исполнение серьёзнейших заказов и, наконец, судьба более тысячи сотрудников ставились под угрозу. Вариант действий у руководства «Комсомольца» был единственный – доказать свою правоту и отстоять честное имя завода.
Дело не по делу
Анализ ситуации сразу дал понять, насколько странным было данное дело. Все факты и документы говорили о том, что состава административного правонарушения нет. Но доводы не услышали, и материалы были переданы в суд. Никаких сомнений в том, что высокая инстанция внимательно изучит документы и вынесет оправдательное решение, у руководства завода не было. Постановление мирового судьи стало шоком для всех – завод виновен в даче взятки государственному служащему. Оправиться от такого удара было непросто, равно, как и продолжать отстаивать свою позицию в многочисленных судебных заседаниях. Четыре месяца после вынесения Постановления прокуратурой рассматривалось дело. Четыре долгих месяца предприятие находилось в состоянии жесточайшего стресса. Но каждый сотрудник – от простого рабочего до директора, знал, что «Комсомолец» не виновен. Нет доказательств обратному. Нет никакого смысла в вознаграждении или каком–либо другом правонарушении – слишком серьёзные последствия.
Практически в каждом контракте предприятия отдельным разделом прописано положение об антикоррупционной составляющей, где чёрным по белому написано: «При исполнении своих обязательств по Договору Стороны, их работники обязуются не осуществлять действий, квалифицируемых применимым для целей настоящего Договора законодательством как дача взятки, коммерческий подкуп, а также действий, нарушающих требования применимого законодательства о противодействии коррупции. Коррупционными действиями в т.ч. признаются прочие действия, связанные с предоставлением/обещанием или принятием/требованием финансовых или иных выгод, которые могут признаваться не соответствующими корпоративной этике, недопустимыми и/или незаконными. В случае возникновения у Стороны оснований полагать, что произошло или может произойти нарушение указанных обязательств, Сторона обязуется незамедлительно уведомить об этом другую Сторону. Стороны признают условия настоящего раздела существенными для целей Договора». Эти жёсткие формулировки: не участвовать, не давать, не брать, не подкупать – обязанность и требование, которые в работе проигнорировать нельзя.
«Комсомолец» не виновен
Каковы же могли быть последствия нарушения? Что произойдёт, если завод уличат в противоправных действиях? При таком обвинении современное предприятие просто перестанет существовать. События будут развиваться быстро: договоры отзываются, авансы возвращаются. Завод не будет допущен к открытым тендерам – это значит, не будет заказов и завод встанет. Региональный бюджет потеряет многомиллионные налоги, люди, оставшись без работы, пойдут на биржу, а государство должно будет им платить пособия. Разрушить можно быстро, и совсем несложно представить, как всё, что нарабатывалось и выстраивалось десятилетиями, труд, старания и мастерство сотен людей, которые и составляют основу и душу предприятия, рухнет, как карточный домик, за очень короткий срок. Представить несложно, но страшно. Конечно, партнёры «Комсомольца» ситуацию понимали – доверие к заводу, его статус, масштаб деятельности проверены десятилетиями безупречной совместной работы. Но единственный аргумент, который можно взять в расчёт в этой ситуации, – оправдательное решение суда. И оно было вынесено – «Комсомолец» не виновен.
«Решение суда вступило в силу. Мы разослали его всем нашим партнёрам вместе со ссылкой на сайт, где оно опубликовано, – говорит генеральный директор предприятия Сергей Булах. – Информация прокуратуры изначально попала в СМИ, и сейчас при каждом упоминании нашего предприятия она «выскакивает». Службы безопасности компаний, с которыми мы сотрудничаем, обязаны доложить руководству, что предприятие обвинялось в правонарушении. Поэтому сейчас мы объясняем, что завод не был виновен, вёл и ведёт честный бизнес. Все крупнейшие российские и европейские фирмы, которые сегодня работают на рынке: нефтяные, газовые, пищевые, атомные – обязательно подписывают антикоррупционный документ. Это современная этика, политика компаний–партнёров, это основа работы. Сейчас тендеры проходят на электронных площадках, всё прозрачно и понятно. Обязательно заполняется анкета, в которой указываются все позиции, доказывающие, что предприятие соблюдает закон. Наш завод это требование соблюдает неукоснительно», – прокомментировал Сергей Витальевич.
Сейчас предприятие работает в обычном режиме. Мощности загружены. В производстве – оборудование для нефтяной, газовой, пищевой, атомной промышленностей. Успешно выполняются заказы серьёзных партнёров – «Газпром», «Роспан», «Роснефть». География сотрудничества по–прежнему обширна: Германия, Турция, Индия, Узбекистан, Армения, Казахстан, Монголия. Объёмы, сроки, обязательства «Комсомолец» строго соблюдает. Ошибок быть не может – репутация не позволяет.
Смотрите также:
- Неравная борьба с коррупцией. Что заставляет нас не жаловаться на взятки? →
- Вице-премьер РФ потребовал расследовать ситуацию на Воронежском мехзаводе →
- В поисках правды (22.03.2016) →