Уходящая культура. В Тамбове рассказали об истории исчезнувших сёл

Антон Веселовский / АиФ

В областной научной библиотеке имени Пушкина состоялась пресс-конференция, посвящённая реализации социально значимого проекта «Сохранение исторической памяти об исчезнувших сельских поселениях Тамбовской области», который уже несколько лет реализуется автономной некоммерческой организацией «Тамбовское библиотечное общество при поддержке Фонда Президентских грантов.

   
   

Организатором выступила редакция еженедельника «Аргументы и Факты в Тамбове».

Помочь «пробить дорогу»

«Малыми делами богата Россия» - это масштабный проект, который реализуется сегодня по всей стране при поддержке ИД «Аргументы и Факты». Он направлен на объединение журналистов и представителей НКО для привлечения внимания СМИ к социальной журналистике и деятельности некоммерческого сектора. Его участниками становятся СМИ, блогеры, студенты старших курсов отделений журналистики местных вузов.

«В нашей области реализуется немало социально значимых некоммерческих проектов, они получают поддержку на областном и федеральном уровнях, в том числе финансируются за счёт Фонда Президентских грантов, - отметила директор представительства «АиФ в Тамбове» Зоя Назаркина. – Необходимо помочь нашим НКО «пробить дорогу» в СМИ и рассказать об их достижениях. В основном в некоммерческом секторе работают люди, сосредоточенные на своём деле, к тому же их немного, чтобы можно было позволить погрузиться в работу со СМИ без ущерба основному делу. Поэтому мы призываем представителей тамбовских СМИ, а также блогеров поддержать информационно проекты наших земляков, и особенно – проект «Сохранение исторической памяти об исчезнувших сельских поселениях Тамбовской области».

Все сёла – на карту

Спикерами на пресс-конференции выступили директор областной научной библиотеки имени А.С. Пушкина, руководитель АНО «Тамбовское библиотечное общество» Людмила Пронина, а также кандидат исторических наук, доцент ТГУ им. Г.Р. Державина Сергей Лямин.

Фото: АиФ/ Антон Веселовский

«Наша область – регион аграрный. Многие родились в сельской местности, и в их паспортах указаны села, деревни, которых уже нет на картах. Болезненной социальной проблемой становится чувство утраты родных мест, - отмечает Людмила Пронина. – Проект как раз направлен на сохранение памяти о таких местах, предоставление хотя бы виртуальных возможностей для соприкосновения с малой родиной».

Проект, получив поддержку Фонда Президентских грантов, вошёл в итоге в ТОП-100 лучших по стране. По словам Сергея Лямина, проект связан, прежде всего, с инновационными технологиями, поскольку для позиционирования результатов был создан сайт, на котором размещена база данных об исчезнувших сельских поселениях.

   
   

«Наша интерактивная карта получила самые высокие оценки со стороны общественности не только Тамбовской области, но и других регионов, - говорит историк. – Виртуальное размещение экспозиций на этом сайте я как педагог использую теперь в качестве пособия по исторической информатике».

Два «Прометея»

Историк добавил, что одним из важных направлений проекта стала работа в социальных сетях, благодаря чему удалось получить отклики многих людей, имеющих родовые связи с исчезнувшими поселениями.

«Особенно хотелось бы отметить паблик в социальной сети «ВКонтакте», он получил два «Прометея» - это особая метка, механизм поддержки от самой системы социальной сети, благодаря которой мы получили новые возможности для продвижения. Сейчас в нашем паблике состоят более 2 500 человек, и только четвертая часть из них – тамбовчане. Немало людей собралось со всей страны, и они присылают материалы по этой же проблематике. Сообщество продолжает развиваться, а значит, есть основа для продолжения и развития проекта, и создания субпроектов такой же направленности».

Журналисты и блогеры активно задавали вопросы. Так, корреспондент областной газеты «Тамбовская жизнь» Владимир Головашин интересовался, в каких географических границах изучались сёла – современной Тамбовской области, или губернии, которая до революции была намного больше.

«Процесс исчезновения населённых пунктов не связан только с нашей современностью или недавней историей, миграция населения была и ранее, - ответила Людмила Пронина. – Мы взяли за точку отсчёта время отмены крепостного права и установили, что за эти годы около 1 546 населенных пунктов исчезли с карты».

При этом Сергей Лямин добавил, что речь идёт о населённых пунктах, имеющих документальный статус, подтверждение как официально исчезнувших. Если же включать и неподтверждённые данные, то количество сёл и деревень превысит пять тысяч.

Путь по бездорожью

Историческое исследование невозможно без экспедиций, и они проводились на протяжении всего периода реализации проекта:

«Мы благодарны нашим коллегам и участникам проекта – студентам-волонтёрам исторического факультета ТГУ им Г.Р. Державина, - отметила Людмила Пронина. – Благодаря им мы собрали немало фотографий мест, где когда-то кипела жизнь. Проведение таких экспедиций оказалось сложным – ведь к местам, где когда-то жили люди, теперь нет дорог. Там, где были населённые пункты, сегодня или остались остовы домов, или вообще – чистое поле. Радует, что по инициативе местных жителей нередко появляются стелы – памятники исчезнувшим селам. Они есть, например, в Жердевском, Токаревском районах. Это интересная реакция общества на этот процесс».

По словам Сергея Лямина, удалось также выявить немало интересных фактов, связанных с историческими персонами, уроженцами ныне вымерших сёл и деревень. Одно из важных направлений – сохранение памяти об участниках Первой и Великой Отечественной войн:

«Мы работаем над созданием виртуальных памятников воинам. Нет села, где они жили, но на карте можно найти информацию не только о населённом пункте, но и о прославленных уроженцах», - отметил он.

Процесс исчезновения неизбежен?

Недавно опубликована новая редакция «Тамбовской энциклопедии», где содержатся сведения обо всех населенных пунктах области (на момент 2019 года). Идёт время, а количество сёл и деревень по-прежнему ежегодно сокращается. Каждый год реестр пересматривается. Многие населенные пункты не ликвидированы, потому что там хотя и нет жителей, но сохраняются дачные дома:

Фото: АиФ/ Антон Веселовский

«Процесс исчезновения сёл драматический, но далеко и неоднозначный, - считает Сергей Лямин. – Бывает, что исчезновение села связано с постепенным затуханием: закрытием школ, больниц, центров культуры. А есть ситуации, когда населённый пункт был искусственно создан в советские годы, например, под нужды колхозного или совхозного строительства, и давно стал экономически нецелесообразен. Часто населенные пункты поглощаются более развитыми».

Уходящая сельская натура

Немало вопросов на пресс-конференции поступило о том, как будет продолжен проект.

«Мы продолжаем развивать базу, пополняем наш виртуальный ресурс, - ответила Людмила Пронина. - Чтобы продолжить работу в этом направлении, мы подали заявку и выиграли ещё один Президентский грант. Поддержку получил наш проект «Вот моя деревня», он родился уже как продолжение проекта «Сохранение исторической памяти об исчезнувших сельских поселениях Тамбовской области». Когда мы подвели промежуточные итоги, то поняли, что исчезает целый пласт исторической информации не только о людях, которые когда-то жили, но и о культуре, повседневности, о традициях, об уходящей сельской натуре».

Новый проект предполагает более детальное изучение культуры и повседневности тамбовских деревень. Стоит ожидать, что в новых экспедициях удастся записать как можно больше рассказов, воспоминаний о том, что происходило, уже составлен специальный опросник.

Кроме этого, в этом году реализуется ещё один проект, который тоже связан с жителями нашей области, он называется «Детство, опаленное войной».

«Мы постарались собрать воспоминания поколения «детей войны», которое тоже, к сожалению, уходит, - говорит Людмила Пронина. - Нам не удалось включиться в полном объёме в работу из-за пандемии. Но проект всё равно продолжится. Наше «Тамбовское библиотечное общество» объединяет сотрудников библиотек, музеев, учреждений образования по всей области. И мы продолжим сбор и размещение воспоминаний. И хотелось бы упомянуть ещё один наш проект – «Трагедия по имени «Антоновщина» Он связан с драматическими страницами прошлого».

Сохранить семейные предания

На пресс-конференции Сергей Лямин также отметил, что невозвратно уходит сельская культура – та, которой она была в XX веке:

«В прежнем формате она не вернется уже никогда. Поэтому мне кажется, что сохранение исторической памяти сегодня должно быть направлено на то, чтобы сохранить, оцифровать информационный контент той эпохи, - считает историк. – Я говорю в первую очередь о семейных архивах, фотографиях, письмах. Сегодня мы не пишем бумажных писем, не снимаем таких фотографий, как раньше. А процесс уничтожения семейных архивов постоянен. Одно поколение что-то помнит, второе – меньше, третье не помнит ничего, а четвертое не знает, кому вообще адресованы были эти письма, что за люди на фото, и рано или поздно архивы оказываются выброшенными».

В школах постоянно говорят о необходимости развития проектной деятельности учеников. Поэтому инициировать проект по оцифровке семейных архивов было бы своевременным шагом, убеждён Сергей Лямин:

«Такие примеры в России уже есть. Например, замечательный портал, созданный Михаилом Калиниченко – «Прожито». Там собрано более двух тысяч дневников, воспоминаний. У меня дома стоит чемодан писем, полученных из Калининграда семьёй, которая проживала в нашем селе Кузьмино-Гать. После войны родственников разбросало так по стране, и они переписывались . Я не поленился и съездил в Калининград, привёз оттуда такой же чемодан писем – из Кузьмино-Гати. Сейчас у меня стоят эти два чемодана, и если их разложить в хронологическом порядке, получается настоящий роман о нашей стране 1950-70 годов».

А сколько таких писем, фотографий ещё есть, и они – в наших семейных архивах. Участники встречи убеждены – пришло время всё это оцифровать:

«История одной семьи может помочь воссоздать и историю целого исторического периода, - убеждена Людмила Пронина. - Сегодня действительно необходимы проекты, направленные на сбережение именно семейной истории. И такие проекты помогают объединить поколения, а значит – воспитать чувство сопричастности с прошлым. Это живой, настоящий патриотизм».