Девушка со шпагой. Тамбовчанка – о романтике искусства фехтования

Юлия признаётся, что порой ей кажется, что она родилась не в своём веке. © / Юлия Коняхина / Из личного архива

Юлия Коняхина родилась и живёт в Тамбове. Окончила ТГУ им. Г.Р.Державина по специальности «Журналистика». Работает заместителем начальника туристическо-информационного отдела департамента туристической и молодёжной политики нашей области, корреспондентом сразу на нескольких федеральных телеканалах, осваивает профессию экскурсовода в «Доме-музее Асеева», преподаёт фехтование.

   
   

Со своими учениками она часто выступает на различных городских театрализованных мероприятиях и фестивалях. А ещё играет на гитаре и любит лихо погонять на мотоцикле.

Вжик, уноси готовенького!

На самом деле никаких «готовеньких» в тамбовском клубе артистического фехтования «Вызов» вы не найдёте. А вот новенькие ученики регулярно пополняют эту романтическую художественно-спортивную секцию. Впрочем, спектр работы клуба достаточно мирный. Это постановочное фехтование на шпагах, сценический бой и трюки, основы актёрского мастерства и создание исторических костюмов. Арт-фехтование – это одна из дисциплин классического фехтования. В его основе самая благая цель – показать зрителям правдоподобный поединок с холодным оружием. Старший инструктор по фехтованию Юлию Коняхина влюблена в звон шпаги с самого раннего детства.
Новые ученики регулярно пополняют романтическую художественно-спортивную секцию. Фото: Из личного архива/ Юлия Коняхина

«Ещё учась в школе я была просто очарована книгой «Три мушкетёра», с упоением смотрела фильм «Гардемарины, вперёд!» Была от него просто в восторге! – рассказывает Юля. – Сегодня же воспринимаю с улыбкой – дело в том, что всматриваясь в фехтовальные баталии фильма, замечаю, где актёры работают шпагами по-настоящему, а где идёт «убыстрение» кадров, чтобы достигнуть эффекта резкости движений. К сожалению, самой мне в детстве фехтовать не довелось – в Тамбове тогда секции не было. Потом были учёба в ТГУ, семья, работа... Но моя самая сокровенная мечта в сердце жить продолжала».

В сердцах – всё, как есть

И однажды произошло то, что обязательно должно было произойти: в наш город с гастролями приехал Мичуринский драматический театр с постановкой «Трёх мушкетёров»! Юлия, конечно, сразу же бросилась выяснять, кто ставит актёрам бои.

«Меня познакомили с Иваном Долгим – актёром, игравшим в этом спектакле, мы собрали группу единомышленников и стали заниматься, – рассказывает Юлия Коняхина. – Немало времени искали подходящее и недорогое помещения для тренировок. Наконец, нас совершенно бесплатно приютил Тамбовский драмтеатр! Стали работать в нормальных условиях».

Жизнь вообще полна счастливых случайностей. Однажды на Юлию, например, сам вышел известнейший мастер спорта СССР по фехтованию Кирилл Кандат. Написал в соцсети, спросил, как, мол, дела с фехтованием в Тамбове?

   
   

«А я случайно приняла его за совсем другого человека и «в сердцах» написала, что совсем у нас в городе с фехтованием отвратительно. Делаем что-то сами по себе без всякой поддержки, и так далее, – вспоминает она. – Настроение у меня в тот момент было паршивое, и изложила я свои эмоции «конкретно и в соответствующих выражения».

Потом только опомнилась и задумалась – а кому же это она так написала?

«Пишу извинения за «выражения», так мол и так, простите, не вам было адресовано, ошиблась. А он снова пишет, что я совсем не ошиблась и информация как раз по адресу, – говорит Юлия. – И вот этот замечательный человек, а ему уже за 70 лет, грузит в свою машину шпаги, амуницию и мчит из Москвы в Тамбов! Помогать! Провёл здесь несколько занятий, дал много бесценных советов на будущее. Вот этот защитный колет (мужская короткая куртка без рукавов – прим. ред.), который на мне – его, кстати, подарок».

Принимая «Вызов»

Шло время и, возможно, пришлось бы ещё долго заниматься фехтованием полупрофессионально, на уровне художественной самодеятельности, если бы Юлия Коняхина не приняла участие в международной научно-практической конференции «Сценическое фехтование в современной театральной школе» в высшей школе театральных искусств имени Райкина. Там она познакомилась с Евгением Новиковым – руководителем столичного клуба арт-фехтования «Вызов». Он с радостью поделился своими наработками, а чуть позже предложил нам создать филиал в Тамбове.

«К тому времени помещения театра нам стали уже малы и пришлось снова вести поиск места для занятий. На этот раз нас приютил ТГТУ, и за это мы университету бесконечно благодарны, – рассказывает Юлия, добавляя, что площадка для тренировок требуется особая. Шпага длинная, и низкий потолок может сыграть злую шутку. – Однажды я решила показать сыну пару фирменных приёмов с клинком и мы дома чуть не лишились люстры. Больше я таких «шуток» в квартире не повторяю.

Умение держать удар

Юлия признаётся, что порой ей кажется, что она родилась не в своём веке.

«Для меня шпага – это не просто оружие, это символ чести, красоты и благородства, это поэзия и романтика в одном. На мой взгляд, именно этих качеств нам не хватает в сегодняшнем мире – и мужчинам, и женщинам. Ведь как романтично было, когда за сердце дамы сражались на дуэлях! Причём истории известны и женские поединки, и надо сказать, что бывали они пожёстче мужских, – рассказывает Юля. – Например, во Франции в ХIХ веке необычайную известность имела некая мадам де Шатеру. Прославилась она тем, что впервые за историю дуэлей вызвала на поединок обидчика – своего мужа. И одержала победу!»

Вообще фехтование – это совсем не драка, убеждена наша героиня. Это целая жизненная философия, мировосприятие, искусство. Когда ты проводишь удар, шпага перестаёт быть просто клинком. Она становится даже не продолжением руки, а продолжением тебя самого. Но, кроме романтической составляющей, в занятиях, конечно, уделяется большое внимание спортивной подготовке, историческим аспектам, сценическим приёмам.

Шпага – это не просто оружие, это символ чести, красоты и благородства, это поэзия и романтика. Фото: Из личного архива/ Юлия Коняхина

«Умению общаться со своими учениками, с людьми вообще, меня научила моя основная профессия – журналистика, – добавляет она. – А фехтование, в свою очередь, помогает в профессии – учит выносливости, умению манёвра, умению «держать удар», уважению к партнёру».

«Боевые» удары в арт-фехтовании – исключительно постановочные. Со стороны кажется, что клинок реально входит в тело. На самом деле – это всё мастерская имитация. Самое главное в занятиях и выступлениях – это безопасность, безопасность и ещё раз безопасность!

«Из последних событий в моей творческой биографии могу похвастаться приглашением от режиссёра Котовского театра имени А.И. Батурова Натальи Сараниной совместно поработать над постановкой нового спектакля «Три мушкетёра», который будет приурочен к 50-летию присвоения коллективу звания народного театра, – говорит Юлия Коняхина. – Я ставлю там боевые сцены и поединки. Задача серьёзная, поскольку обучать актёров фехтованию приходится практически с нуля. Премьера спектакля должна состояться в апреле».

Подписывайтесь на наш Дзен-канал «АиФ-Черноземье»: следите за главными новостями Тамбова, Курска, Липецка и Орла.