Профессии будущего. Как будет развиваться высшее образование на Тамбовщине?

ТГТУ ежегодно входит в сотню лучших вузов России по версии различных национальных и международных рейтингов. © / ТГТУ

Президент России Владимир Путин объявил 2022–2031 годы Десятилетием науки и технологий. О том, какие перспективы это открывает для отечественной науки и образования, о достижениях и планах Тамбовского государственного технического университета мы поговорили с ректором ТГТУ Михаилом Краснянским.

   
   
Фото: ТГТУ

Поддержать таланты

– Михаил Николаевич, расскажите, как, на ваш взгляд, повлияет объявление Десятилетия науки и технологий на развитие российских вузов?

– Это решение, принятое Президентом, подтверждает, что наука и образование – приоритетные сферы для страны. И в сегодняшней непростой экономической и политической обстановке их значение многократно возросло. Поэтому государственная поддержка будет направлена в вузы, научные организации, на инновационные производства. Очевидно, что одна из первоочередных задач – импортозамещение многих зарубежных технологий и товаров, создание собственных уникальных продуктов. Для этого будут реализованы различные меры господдержки. Эти меры и сейчас достаточно масштабны, но в ближайшее десятилетие получат ещё большее развитие.

– О каких именно мерах поддержки идёт речь? Касаются ли они молодых учёных?

– Речь о самых разных направлениях. Это система грантов для вузов, предприятий, научных организаций. Безусловно, поддержка молодёжи в науке – одно из важнейших направлений. В ТГТУ выстроена система выявления и поддержки талантливой молодёжи, которая эффективно реализуется совместно с администрацией области и Министерством науки и высшего образования. Это система проектного обучения «Проектная среда ТГТУ», Школа технологического предпринимательства, программа «Стартап как диплом», именные стипендии, гранты на реализацию инновационных проектов, стипендии для зарубежных стажировок, акселерационные программы. Появляется всё больше программ и конкурсов, в которых могут участвовать молодые учёные и получить финансирование на развитие научных проектов. Например, 5 июля стали известны результаты конкурса «Студенческий стартап» федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». В числе победителей – два представителя ТГТУ, которые получат по одному миллиону рублей на развитие своих бизнес-проектов. Один из них посвящён созданию коллаборативного робота (кобота), а другой – разработке полимерминерального композиционного материала. Среди студентов и аспирантов ТГТУ большое количество обладателей стипендий Президента и Правительства, городских и областных именных стипендий.

Ориентир – на потребности экономики

Фото: ТГТУ

– Увеличение бюджетных мест на определённые направления подготовки – это также мера поддержки в рамках Десятилетия науки и технологий?

– Безусловно. От того, на каких направлениях подготовки будут учиться сегодняшние школьники, во многом зависит развитие отечественной науки и производства. Сегодня в числе приоритетных направлений – информационные технологии, искусственный интеллект, большие данные, робототехника, кибербезопасность. На следующий 2023/2024 учебный год в ТГТУ в 1,5 раза увеличено число бюджетных мест на эти направления подготовки. Ещё одно приоритетное направление – инженерно-технические специальности, среди которых цифровое машиностроение, радиоэлектроника и связь, биотехнологии, химические и биотехнологии, нефтегазовое дело. Важная сфера – энергетика, актуальность развития которой мы видим в текущей геополитической обстановке. Кроме того, мы наблюдаем тенденцию существенного увеличения количества бюджетных мест в аспирантуре. В ТГТУ на 2023 год в аспирантуру выделено в два раза больше бюджетных мест – это направления, связанные с высокотехнологичными отраслями, приоритетными для экономики страны.

   
   

– При таком разнообразии направлений подготовки и вузов абитуриенту сложно сделать выбор. Михаил Николаевич, расскажите, какие преимущества у ТГТУ? Как вам удаётся быть конкурентоспособными в этих условиях?

– Наш университет изначально создавался как база подготовки кадров для крупнейших предприятий региона. ТГТУ был и остаётся ориентированным на потребности региональной экономики. Образовательные программы, научные исследования – всё это реализуется в тесном сотрудничестве с предприятиями и с администрацией нашей области. При этом мы считаем важным обмен опытом с вузами других регионов России и других стран. Поэтому реализуем программы академических обменов, проводим всероссийские научные конференции и форумы. Ещё один важный момент – поддержка молодёжных инициатив, привлечение студентов, аспирантов, молодых учёных и преподавателей ко всем сферам деятельности нашего университета, обеспечение преемственности поколений. Такая стратегия развития вуза эффективна. Об этом говорят многочисленные победы, достижения наших студентов и сотрудников, инновационные разработки наших учёных.

ТГТУ ежегодно входит в сотню лучших вузов России по версии различных национальных и международных рейтингов. Так, совсем недавно был опубликован XIII национальный рейтинг вузов исследовательской группы «Интерфакс». ТГТУ занял в нём 65-е место из 358 и стал единственным вузом региона, вошедшим в сотню лучших. Результаты Национального рейтинга вузов – закономерный итог работы команды нашего университета. Сегодняшний результат для нас – стимул к дальнейшему развитию, а для абитуриентов, которые сейчас выбирают вуз, куда поступать, это дополнительный аргумент в пользу ТГТУ.

Сохранить лучшие практики

ТГТУ готовит специалистов по направлениям подготовки, востребованным и сегодня, и в будущем. Фото: ТГТУ

– Многих абитуриентов волнует вопрос дальнейшего развития российского образования, ведь речь идёт об отказе от Болонской системы. Каковы пути развития вашего вуза?

– Нужно понимать, что вернуться к советской системе образования мы не можем, потому что мир изменился. Но в то же время текущая ситуация требует принятия решений на государственном уровне. На данном этапе идёт обсуждение процесса ухода от Болонской системы. Многие люди на протяжении своей жизни многократно меняют свою специальность. И различные уровни образования – бакалавриат, магистратура, аспирантура – дают возможность выстраивать и корректировать свою образовательную траекторию. Эти возможности в российском образовании должны быть предусмотрены. Сегодня обсуждается выделение ряда групп специальностей и направлений по подготовке в рамках специалитета, это наиболее правильно с точки зрения в первую очередь инженерного образования, обсуждается сохранение системы магистратуры и бакалавриата для ряда других направлений. Но я уверен, что перед принятием решения на государственном уровне будет серьёзный процесс обсуждения с привлечением различных экспертов, общественности на образовательных площадках, в научных учреждениях.

Сегодняшних абитуриентов и студентов эти изменения пока не затрагивают. Они поступают и учатся на тех условиях, которые ранее были определены. Несмотря на участие в Болонской системе, многие вузы России, и в частности ТГТУ, всегда сохраняли лучшие традиции отечественной системы образования: ее многоуровневую структуру, тесную связь с предприятиями. По ряду образовательных программ остался специалитет, не было перехода на бакалавриат и магистратуру. В новых условиях тенденция сохранения лучших практик российского образования будет продолжена.