22 ноября в книжном клубе «Петровский» состоялась встреча с художественным руководителем Камерного театра Михаилом Бычковым, которая проходила в формате открытого диалога с участниками.
Внутренняя потребность
В начале камерной беседы Михаил Бычков признался, что внутренняя потребность встретиться и поговорить со зрителем появилась у него давно.
–По-разному можно относиться к тому, нужно ли театру встречаться с публикой, нужно ли выносить на осуждение какие-то вещи, которые традиционно возникали как сюрприз, как что-то тайное, неизвестное. Но сейчас театр – значительная часть общественной жизни: он является одним из немногих мест, где человек может искать ответы на важные жизненные вопросы. В наше время это, как никогда, важно. Поэтому – надо поговорить.
Непосредственным поводом встречи со зрителями стало будущее переселение театра в новое здание. В 2014 году Камерный театр переедет в самый центр Воронежа – на улицу Карла Маркса. Сейчас за памятником архитектуры XVIII века – «Домом врача Мартынова» – уже возводятся новые стены.
Подготовка к новой жизни театра, как заметил Михаил Бычков, должна проходить на уровне выстраивания модели будущей работы. Пусть театр изначально задумывался, как авторский, его модель должна постепенно трансформироваться. Под эту модель режиссёром подбираются определённые инструменты.
–Я нащупываю пути к тем формам, которые уже существуют: так называемые режиссёрские лаборатории, читки... Также планирую привлекать людей гораздо чаще, чем в прежние годы.
Театр и молодежь
Одним из главных вопросов, обсуждавшихся на встрече, был вопрос о молодёжи в театре: и среди его деятелей, и среди зрителей. В связи с первой частью вопроса присутствующий на встрече Эдуард Бояков, ректор воронежской академии искусств, раскрыл один секрет:
–Мы в следующем году планируем набрать курс в академии искусств. У нас появится возможность готовить режиссёров. И не только. В будущем, конечно, мы также должны готовить молодых администраторов, продюсеров, звукорежиссёров, специалистов по театральной пластике и так далее. Я надеюсь, этими возможностями мы пригодимся Камерному театру.
С вопросом о молодёжной аудиторией Камерного, на самом деле, менее понятно. Михаил Бычков поинтересовался у молодой части присутствующих, что мешает им ходить в театр. В ответ – тишина. Впрочем, зал пришёл к выводу, что помешать молодому человеку прийти в театр может только его умственное развитие.
Это натолкнуло нескольких зрителей на одно предложение – приобщать к театру «сидящую в интернете» молодёжь. Приобщение, по их мнению, должно проходить через обновление репертуара и организацию специальных площадок. Михаил Бычков прокомментировал это так:
–Я думаю, все понимают, какая часть общества нуждается в театре. Она составляет не более 5%. Это – естественно. Так было всегда. Большинство людей старших поколений прекрасно обходятся без театра. В этом смысле молодёжь ничем не отличается от них. Некоторая её часть живо интересуется театром. Бороться же за другую часть – это менять творческую позицию, которою я занимал всю жизнь. Я пришёл в эту профессию не для того, чтобы бороться за зрителя, поэтому никого не привлекаю и никого не воспитываю своим театром. Я достаточно честно формулирую своё понимание жизни в виде спектаклей, зная, что кому-то это интересно.
Сохранение традиций
Кстати сказать, вопрос о сохранении традиций Камерного театра – самый обсуждаемый момент встречи.
–Главная задача – не растерять основополагающую особенность нашего театра, его камерную природу (когда соотношение зрительного зала и сцены таково, что зритель ощущает, будто спектакль играется лично для него, будто он вообще находится внутри действия). Мы очень старались, чтобы эти пропорции сохранились при переносе в другое пространство.
Несмотря на это, расширение театра произойдёт. В будущем здании будут два зрительных зала, один из которых рассчитан на 180 мест, а другой – на 80 (сейчас в единственном зале Камерного – 100 мест). Также там расположатся театральное кафе, галерея, репетиционные, технологические и административные помещения. Гости предложили Михаилу Бычкову организовать в театре библиотеку, где можно будет собирать редкие книги по искусству.
В связи с неминуемым изменением структуры театра, из зала прозвучала самая яркая реплика: «Пожалуйста, сохраните вашу эстетику!». Она, пожалуй, стала квинтэссенцией всех прозвучавших пожеланий и замечаний. Михаил Бычков ответил:
–Всегда есть естественная боязнь потерять то, что имеешь. Но театр – странная вещь: невозможно сохранять что-либо, не двигаясь вперёд, не пытаясь измениться. Тиражирование спектаклей, изготовленных одними и теми же средствами, приведёт к потере зрителя. Он сразу почувствует, что мы стали неживыми, что мы теряем энергию подлинности. Получается, чтобы не скатиться назад, нужно идти вперёд. Мы всегда ставили перед собой такую цель, всегда пытались меняться. А для зрителей наш путь всё равно укладывался в одну эстетику. Значит не надо бояться этих шагов вперёд.
Смотрите также:
- Никита Рак: «Я ставил спектакль не про каких-то далеких людей, это воронежский «Танец Дели»» →
- «Атмосферный» театр. Режиссёр о молодёжи, творческих площадках и классике →
- Что скрывается за кулисами? Чем живёт орловский театр сегодня →