Дороги смерти
Днём 28 января на трассе «Дон» в Новоусманском районе 20-летний местный житель на ВАЗ-21099 столкнулся с «пазиком» и умер в больнице от полученных травм. Вечером 30 января на трассе М-4 под Богучаром грузовик МАЗ насмерть сбил мужчину, который шёл по проезжей части. 31 января за 15 минут до полуночи в Воронеже в переулке Отличников столкнулись «Опель-Астра» и ВАЗ-2110: 28-летний пассажир «десятки» погиб на месте.
Статистику аварий с трагическим концом можно продолжать до бесконечности. Вот уже пять лет ежегодное количество ДТП колеблется у цифры в 4 тысячи. За рулём, на пассажирских сидениях и под колёсами гибнет около 600 человек. Улучшение ситуации, о котором отчитываются сотрудники ГИБДД, – в районе статистической погрешности. А ведь надо ещё иметь в виду, что умерших от травм уже в больницах у нас часто не считают погибшими в ДТП.
Похоже, ни массовая установка камер, ни регулярные рейды по выявлению пьяных за рулём не имеют должного воздействия. Зато в последние годы изменилась география аварий. После реконструкции олимпийская трасса М-4 перестала быть «дорогой смерти» – особо опасным на ней теперь считается только один участок в Бобровском и Павловском районах. Зато, похоже, это печальное прозвище перенимает Луганская трасса – по данным ГИБДД, в прошлом году там был настоящий всплеск аварийности. Очень опасной остаётся и трасса Курск – Саратов.
Лихачи и пьяницы
Почему же догнав Европу и США по уровню автомобилизации, по аварийности мы ушли далеко вперёд? В ГИБДД большинство происшествий традиционно объясняют человеческим фактором.
Как отмечают автоинспекторы, самая частая причина дорожных происшествий – превышение скорости. По вине лихачей в прошлом году произошло 40% аварий. 16% ДТП связаны с несоблюдением правил проезда по перекрёсткам, 15% стали результатом неправильного обгона и выезда на встречную полосу. В каждом 10-м случае водители нарушали правила проезда по пешеходным переходам.
Ну и, конечно, извечная беда – пьянство. По вине тех, кто сел за руль «под мухой», произошло 177 аварий, погибли 32 человека, 235 были ранены. Всего же в прошлом году в Воронежской области автоинспекторы задержали 14 тысяч нетрезвых водителей!
Хватает и откровенного хамства, которое из малоприятного бытового явления на дороге превращается в серьёзную угрозу. Водители не пропускают пешеходов, пешеходы – водителей. Впрочем, здесь игра неравная. Вряд ли можно считать, что подслеповатая бабушка, годами переходящая улицу в одном и том же месте, виновна в той же степени, что жлоб на джипе, демонстративно плюющий на светофор.
Роковые ремонты
А ещё сотрудники ГИБДД часто кивают на плохую подготовку молодых водителей в автошколах. Но ведь права выдают те же инспекторы, а значит, они сами признают человека готовым к тому, чтобы он сел за руль. И если требования к «курсантам» станут действительно жёсткими, недобросовестные школы исчезнут сами собой.
Кроме того, по статистике, огромную роль играет состояние дорог и, особенно, организация движения. Так, 1172 ДТП – почти треть всех прошлогодних аварий – была связана с дорожными условиями. Дорожный бардак стоил жизни 186 жителям области, 1 426 человек были ранены. Как отмечают эксперты, нередко к росту аварийности приводит ремонт на наших дорогах. Уже не переживая за подвеску, водители набирают скорость, а ведь дорожная разметка и знаки зачастую не соответствуют нормам. Доходит до несмешных курьёзов.
- В Воронеже на кольце у самолёта расширили проезжую часть на ул. Колесниченко. При этом поставили такой знак, что водитель, выезжая с Колесниченко на кольцо, обязан был считать себя на главной дороге, - рассказали в комитете защиты прав автомобилистов. – Но по своим знакам считали себя на главной трассе и люди, выезжающие с ул. Ворошилова. Так появился очаг аварийности. А ведь для того, чтобы согласовать проект, нужно было не меньше 5 подписей! Но ляпсус прошёл, люди побили машины на миллионы рублей, и никто так и не был наказан. Зато в статистике все ДТП учитывались как вина водителя.
Часто ремонт дороги серьёзно усложняет жизнь пешеходам. Так, капремонт ул. Антонова-Овсеенко, обрадовавший водителей, для местных жителей обернулся настоящей бедой. Тем более что освещение на опасных участках появлялось спустя месяцы после того, как по ним открывалось движение. Зебры не спасали тех, кто пытался пересечь «шестиполоску». Количество сбитых пешеходов выросло в разы, а в тёмном декабре наезды случались по нескольку раз за неделю.
- А ведь по нормам, на дорогах шириной больше 4 полос запрещается располагать пешеходные переходы на одном уровне с дорогой, - отмечают в комитете. - Должен быть или подземный или надземный переход. Как большое исключение – островок безопасности, приподнятый над проезжей частью. Сейчас там поставили какие-то тумбы, но в целом это не отвечает требованиям.
Кстати, наезды на пешеходов – настоящий бич областного центра, самый распространённый здесь вид ДТП. Всего в 2013 г. в городе было 1 416 ДТП, а связанных с наездом на пешеходов – 616. Воронежский пешеход – самый бесправный и незащищённый участник движения.
Кстати, в областном центре число погибших в ДТП выросло за прошлый год на 14,3%. Продолжающийся из года в год хаос в общественном транспорте только подогревает стремление горожан пересаживаться на автомобили. По сегодняшним оценкам, жители российских городов пользуются личным транспортом гораздо чаще, чем европейцы. Наши люди теперь ездят на авто не только в булочную, но даже в киоск за сигаретами.