Актёр Антон Тимофеев: ««Театр Неформат» – прибежище для дерзких идей»

АиФ: – ​Антон, как считаете, чем современный театр отличается от  классического?

   
   

А.Т: – В наше время трудно сказать, что такое вообще классический театр. Ведь он тоже меняется. Театр времён Шекспира или Мольера – это одно, театр Станиславского – другое. Сегодня театр Станиславского считается классическим, но в своё время он был революционным.

Досье:
Антон Тимофеев родился в 1983 г. в Днепропетровской области. Окончил Восточно-сибирскую академию культуры и искусств в Улан-Удэ. Лауреат премии «Итоги сезона» 2007 года в номинации «За лучшую мужскую роль». Режиссёр театра «Антреприза».

В современном театре нет чётких границ. Раньше способы выражения были строго определены: в опере поют, в балете танцуют, в драме играют. Сейчас в драматическом спектакле могут петь, и из-за этого спектакль не станет мюзиклом, а в балете могут неожиданно заговорить. Так размываются границы. И это очень интересно, ведь это огромное поле для развития. Естественно, не все это примут, но на то оно и искусство, чтобы быть противоречивым.

– Вы и ваши коллеги решились на эксперимент и организовали в Воронеже центр «Театр Неформат». Что это за театр? Говорят, на его сцене показывают то, что другие бы просто не пропустили…

Мы решили создать некий островок, прибежище для людей, у которых есть дерзкие идеи. Такие замыслы не примут в других театрах, потому что у каждого есть определённые правила, репертуарная политика, свой зритель. А актёру хочется развиваться, пробовать себя в разных ипостасях. Так и родился наш творческий центр, куда может прийти любой человек и предложить свою идею. При этом даже не нужно быть профессионалом.

– И были уже идеи из народа?

   
   

– Есть несколько человек, имеющих отношение к искусству, но не к театру: начинающий художник, например. Он предлагает сделать из художественной  выставки некий перфоманс. Есть люди, которые занимаются вокальным искусством, но хотят попробовать себя в режиссуре.

– Как вам кажется, чего сегодня хотят зрители: классики или современности?

– Зрители пытаются создать какие-то лагеря, где одни за классику, другие за современность. Но мне кажется, что на самом деле они не отдают себе отчёта, чего хотят на самом деле. Всё это – дело настроения, и не стоит  ограничить себя стереотипами. Если тебе нравится театр, то нужно смотреть многое и разное, чтобы определиться, что тебе ближе.

На грани эпатажа

Вы готовы эпатировать публику? Например, раздеться на сцене, как это сделали на Платоновском фестивале актёры эстонского театра?

– В моём случае эпатаж может возникнуть только, если он действительно необходим, и в нём есть смысл. К сожалению, я не был на этом скандальном спектакле и не могу утверждать, оправдано ли это было в том конкретном случае. Если мысль будет требовать некоего экстрима, наверное, придётся за ней пойти. Главное чтобы это не был эпатаж ради эпатажа. 

Первый неформатный спектакль Тихий дом очень понравился зрителям Фото: Из личного архива / Антон Попов

– Как вы оцениваете театральный мир Воронежа? Что бы вы в нём изменили?

Вопрос театральности не в том, сколько в городе театров, а в том, насколько в эту культурную среду погружён зритель. Театр у среднестатистического воронежца стоит на очень далёком месте – в лучшем случае он бывает там раз в три месяца. Да, есть заядлые театралы, которые ходят на все премьеры, но есть и такие люди, которые не знают, где находится Дом актёра. Поэтому я бы не назвал Воронеж глобально театральным городом. Нам не хватает популяризации, продвижения. В современном мире людям предлагается очень многое, и театр не должен отставать. Ведь редко кто будет искать сам, зато он будет реагировать на афишу, мимо которой проходил. Так и получается, что те люди, которые ходят мимо театра, посещают спектакли, а те, кто не бывает поблизости, не идут в театр.

Было время, когда актёры местных театров задавали моду в городе. Их имена были на устах, их узнавали на улице. И это прекрасно! Театр давал реальных живых героев, на которых можно равняться. Позже стало модно показывать, что актёры – обычные люди. С одной стороны это хорошо, но с другой плохо. Людям всегда нужны идеалы, к которым можно стремиться. Но как говорить об идеалах, когда на спектакли ходит некая постоянная группа театралов, и люди, которые забрели туда случайно?

Рвать мясо

– Многие ли из наших актёров уезжают в столицы?

Многие, кто уезжает в столицы, в итоге бросают искусство и начинают зарабатывать деньги. Пробиться там очень тяжело. Важен случай, иначе можно просидеть в массовке долгие годы. И тут тоже вопрос - что лучше: массовка в столице или актёрский рост в провинции?

Кроме того, там другая система. У нас здесь не надо так сильно «рвать мясо» из рук конкурентов, как там. Мы к такому просто не готовы.

Люди уже «наелись» минимализма, им хочется чего-то большего Фото: Из личного архива / Антон Попов

– Есть ли у молодых воронежских актёров и режиссёров возможность развиваться в творческом и карьерном плане? Не ставит ли препон старшее поколение?

Молодым режиссёрам дают ставить спектакли, но это крохи. Потому мы и создали «Театр Неформат». Как я уже говорил, у каждого театра своя репертуарная политика: в «Антрепризе» ставят комедии, в театре драмы тоже свои рамки, хотя там и бывают экспериментальные спектакли. В Камерном театре очень жёсткая идеология, там вообще «железный занавес». Как таковых ярких препон нет, но и возможностей нет тоже. Даже если у тебя есть проект, то трудно найти площадку, чтобы его реализовать.

С актёрами та же история. Когда актёр работает в одном театре, его так или иначе вгоняют в рамки – он получает роли одного спектра. Они могу быть контрастными – одна трагическая, другая комедийная, но, тем не менее, это одно амплуа. Когда мы поставили пластический спектакль в «Театре Неформат», один из участников представления раскрылся для зрителя с новой стороны. Никто понятия не имел, что он способен играть нечто подобное.

– Каким вы видите театр будущего – что будут показывать на сцене лет через десять?

– Мне кажется, что грядёт театральный подъём. Сегодня даже в кино всё чаще показывают театральные постановки, снятые на плёнку. И если в последнее время в театре стремились к минимализму, то в будущем там вернутся к большим сложным конструкциям, громоздким произведениям. Люди уже «наелись» минимализма, им хочется чего-то большего. Может, станут популярны исторические постановки. Я думаю, это будет классика в новой интерпретации. 

Смотрите также: