Платоновфест начал свою театральную программу с постановки Московского театра им. Пушкина «Добрый человек из Сезуана», которую критики после премьеры спектакля назвали настоящим «прорывом», что, впрочем замечают и сами актеры:
– Я не очень люблю слово «прорыв», – говорит о постановке Александра Урсуляк, исполнительница главной роли, – но Юрий Бутусов (режиссер-постановщик – прим. ред.) сумел расставить правильные акценты, сконцентрировать энергию актеров, участвующих в постановке. Мне было интересно с ним работать. Это правильный итог нашей работы.
И в первый, и во второй день показа зал был полон, а перед зрителями разворачивалась история о проститутке Шен Те, которая единственная в городе способна на дорые дела. Именно за это она получает одобрение богов, в том числе и материальное, и покупает себе табачную лавку. Однако, чем больше добра она делает, тем больше бед случается с ней. Она вынуждена перевоплощаться в вымышленного двоюродного брата Шуй Та – полную свою противоположность по духу и действиям.
Одной из самых важных составляющих спектакля, конечно же, после игры актеров, стали зонги, приём театра Брехта. Песня, в которую вкладывается основной смысл происходящего на сцене, своеобразный комментарий к спектаклю. Устрашающей внушительности им добавляло исполнение на немецком языке. И нет, незнание такового не затрудняло понимания, так как перевод можно было сразу читать вверху, бегущей строкой.
Александра Урсуляк призналась, что учить зонги было увлекательно и интересно:
– Я учила их на съемках, переписывала на русское звучание.
А композитор Игорь Горский отмечает, что получился «такой необычный Брехт про любовь»:
– Брехт с «Берлинер ансамбль» делал то же самое, что и Бутусов, возвращающийся к истокам. На мой взгляд, соединение живой музыки и актерской игры помогает создать правильный вектор движения мысли. Бутусова интересовала именно поэзия Брехта, поэтому он вынес ее на первый план, пожалуй, это основное отличие спектакля.
Кстати, спектакль «Добрый человек из Сезуана», который идет 3,5 часа, стал одним из самых долгих спектаклей на Платоновфесте:
– Перед «Золотой маской» мы убрали всю «шелуху», и это работает, – рассказывает актер Александр Матросов. – 1 час 29 минут – идеальная продолжительность для первого акта. До этого у нас были рекорды в 1 час 40 минут…
Совершенно простые декорации в ходе спектакля превращались в нечто новое и непонятное. Пьеса жила не только на сцене – во всём зале. Актёры выходили на сцену из зрительного зала, музыканты творили в одном шаге от действия, декорации создавались и сменялись, не скрываясь за занавесом; песок сыпался на сцену из мешка, из рук актеров, как поток непостоянства и бренности человеческой жизни, непостоянной человеческой натуры, которая не способна нести только добро.
«Ты же обретешь покой. В день святого Никогда», – поёт со сцены возлюбленный Шен Те, Ян Сунг.
Финал остаётся открытым. Все узнают, что Шен Те и Шуй Та – один человек. Человек, который не смог быть добрым и для себя, и для других. Это мучает её, но боги уходят с блаженной улыбкой, не объясняя, как жить дальше. Шен Те/Шуй Та остаётся одна лежать на сцене, на груде сигаретных пачек из своей табачной фабрики. Занавес.
Смотрите также:
- Удивительная «Корова»: казахский театр привез в Воронеж своего Платонова →
- Звёзды о звёздах. Любимые актёры соберутся вместе и сыграют «Квартет» →
- Трибуна для Островского. Камерный театр показал «Грозу» вне времени →