Семилуки – относительно молодой город. Строительство рабочего поселка началось в 1926 году, название решили оставить прежнее – в честь села, располагавшегося здесь ранее. Город не богат музеями, зато места возле Семилук пестрят археологическими памятниками. Первые сведения о памятниках археологии на территории Семилукского района относятся к XVII веку.
Сейчас Семилуки живут своей собственной жизнью. Главное градообразующее предприятие – огнеупорный завод – уже более полугода находится в глубоком кризисе. Молодежь либо едет в Воронеж на заработки, либо проводит время за чем-нибудь горячительным. Работы нет, а оплата ЖКХ непомерно высока.
Город Семилуки вошел в перечень моногородов с «риском ухудшения социально-экономического положения».
Корреспонденты «АиФ-Черноземье» отправились в Семилуки и узнали, как местные жители справляются с безработицей и почему некоторые из регионов Черноземья уже приблизились к положению «умных» городов с развитой инфраструктурой и экономикой, а некоторые – нет.
«День прошел, и, Слава Богу». Образ жизни местного населения
Погода резко испортилась с самого утра, привычная жара сменилась дождем, поэтому и без того пустой субботний город показался нам совсем неприветливым, будто Сайлент Хилл (заброшенный город Сайлент Хилл из известной игры – прим. авт.).
Существует несколько легенд, связанных с происхождением названия города. Самое расхожее объяснение: Семилуки – это седьмая излучина Дона.
Вероятно, в Семилуках, как, например, в Мексике, негласно установлено правило субботней сиесты, потому что приехав в город, поначалу мы не нашли в нем ни одной живой души. Тихие дворики и пустые детские площадки встретили нас довольно равнодушно.
Намеренно не идем в центр – останавливаемся у «Семилукской санаторной школы-интерната». Здесь воспитываются дети из неблагополучных семей или сироты, нуждающиеся в санаторном лечении. Одна из сотрудниц школы-интерната – Алина Р. (имя изменено – прим. ред.) – встречает нас довольно дружелюбно:
– Вы всю правду пишите! Все, как есть.
На вопрос о том, как обстоят дела с зарплатой, Алина рассказывает:
– Зарплаты очень низкие – чтобы прожить, приходится на двух работах работать. Вот у нас многие получают по 9 000 рублей. А мы 5 000 – 6 000 рублей платим только за коммунальные нужды, и что остается? Продукты приходится закупать в Воронеже…
К разговору присоединяется одна из нянечек Наталья С., крайне обеспокоенная положением молодежи в городе:
– Молодым только пить остается по вечерам, никаких развлечений кроме этого нет, – сетует женщина. – Мне 25 лет, с ребенком на руках. Получаю при этом 9 000 рублей, поэтому и денег ни на что не хватает. В детский сад сложно устроиться, надо заплатить 15 000 рублей. Это просто, чтобы взяли по очереди. Сейчас новый детский сад строится, но там тоже цены «кусаются». А школ у нас две – № 1 и № 2. У нас была восьмилетняя школа, ее закрыли.
Когда мы покинули интернат, на улице накрапывал мелкий дождь. Чтобы не промокнуть, решили прогуляться по магазинам. Судя по прилавкам, никаких проблем с продовольствием в Семилуках нет – всего много, на любой вкус, только цены выше воронежских. Притом, что добраться до столицы Черноземья можно на автобусе буквально за 30-40 минут.
Пробираемся в центр – главная улица здесь названа именем великого Вождя, заблудиться сложно. Как нам рассказали, основным центром притяжения, как и везде в нашей стране, является памятник вышеупомянутому дедушке Ленину. Здесь поодаль детские площадки – молодые мамы тоже жалуются на то, что им негде работать:
Сегодня в Семилуки, как и в другие, более крупные города, в немалом количестве приезжают на заработки соседи из средней Азии. Работодателям выгодно трудоустраивать их, потому что есть возможность снижать размер заработной платы для мигрантов.
– Производства почти нет, – вторит бабушка, гуляющая с внуком. – В городе мало чего делается. Вот на детских площадках бросили по лопате песка ко Дню детей. Но нам, пенсионерам, – день прошел, и, слава Богу, главное – войны чтобы не было.
«Огнеупоры» в огне реформ
Некогда мощное предприятие – знаменитые семилукские огнеупоры – в послевоенные годы было одним из лидеров в своей сфере. Но, начиная с трудных перестроечных времен, завод начал заметно «сдавать». Даже если федеральный центр поможет городу деньгами, это не решит ситуацию в принципе, моногорода должны перестать зависеть от градообразующего предприятия, считает экономист Евгений Гаврилов:
– В любой момент могут произойти какие-то незапланированные скачки в экономике, которые могут разрушить налаженную систему моногорода, – говорит экономист. – Такие проблемы, как у Семилук, решаются по-разному. Удачный пример – город Мышкин. Маленькая, забитая деревушка, которая превратилась в своего рода туристическую мекку. Что касается Семилук – здесь надо искать свои конкурентные преимущества.
О Семилукском огнеупорном заводе ходило множество споров в начале 2014 года, когда распустили цеха, а людям элементарно некуда было пойти работать. Местные жители подтверждают, что крупное производство, которое обеспечивало рабочие места молодым специалистам, больше не в состоянии прокормить город.
Тем не менее, все заговорили о реорганизации. В марте текущего года сменился руководящий состав предприятия, – завод выкупил новый собственник. Директор по развитию Семилукских огнеупоров, Елена Зайцева, уверяет, что с той поры ситуация постепенно налаживается:
– В последние несколько месяцев обстановка на предприятии стала заметно стабильнее. Увеличился размер заработной платы и количество рабочих мест. Полным ходом идет модернизация производства, – рассказала она.
«Жуликов из Воронежа в Семилуки бросили»
Недавно с поста мэра Семилук был уволен Николай Марков, который обвиняется в получении взятки. Сейчас его дело передано в областную прокуратуру. Кресло градоначальника занимает Сергей Скорняков. Кроме того, не за горами губернаторские выборы.
– Нам бы все равно кого поставят губернатором, лишь бы работал нам на благо, а не кому-то, – говорит Анна Михайловна Н. (имя изменено – прим. ред.) – Цены нас просто убивают. Липецкая и Белгородская области – чистота, порядочек, мы все видим, все знаем.
Как рассказали местные жители, фонтанчики были раньше по всему городу, и цветы, и сами Семилуки были куда чище. Основным «больным» вопросом остаются нечистые на руку политики:
– Нам что Гордеев, что Ашифин (кандидаты в губернаторы – прим. ред.). Гордеев бы чаще в такие задворки, как наш двор, заглядывал, а то его провезут по большой дороге, ее прочистят, а, на самом деле, Семилуки – заброшенные, – делится с нами своими переживаниями бодрый пенсионер Виктор Васильевич Н. (имя изменено – прим. ред.).
Записки пешехода
Ближе к вечеру дождь кончился, и выглянуло солнце. И незнакомый город Семилуки взглянул на нас чуть приветливее. Перед тем, как вернуться в родной мегаполис, мы погуляли по окрестностям поселения и насладились потрясающим видом на Дон.
Мы прошлись по узкой длинной улице Гагарина, большая часть которой представляет собой частный сектор – колоритные цветные домики с черепичными крышами. Эта улица привела нас к церкви Митрофана Воронежского – величественному девятиглавому храму, заложенному в 1994 году.
Возле церкви мы повернули налево, прошли маленький, но живописный пруд, где купались утки, и попали на аллею славы города Семилуки. Сразу стало заметно, что здесь помнят своих героев и гордятся ими: портреты героев тянутся стройными рядами, дорожки аккуратно подметены. В конце аллеи установлена стела воинам – авиаторам 2-й Воздушной Армии Воронежского фронта. Она представляет собой внушительную фигуру, символизирующую воздушный след, который оставляют за собой три военных самолета.
И именно здесь перед нами открылся головокружительный вид на Дон, который течет, огибая часть города, стремительно и быстро. Он бежал здесь и раньше, до того, как был построен огнеупорный завод и поселение в целом. Он помнит историю Семилук и знает уклад жизни горожан.
Неизвестно, как сложится жизнь в этом небольшом городке под Воронежем в дальнейшем, но очевидно, что история его благополучия осталась в прошлом.
Смотрите также:
- Валентин Рахманин:«Как бы романтично ни звучало, но основа семьи – любовь» →
- Теряем главное. Многодетная мать о семейных ценностях и любви к детям →
- Многодетная мать в Орле: быть мамой – счастье →