Как начинается завод? Новое предприятие успешно выполняет первые заказы

   
   

А рядом, в готовом корпусе нового предприятия, уже вовсю кипит работа.

Трудно поверить, что всего год назад здесь, на окраине Борисоглебска, была лишь старая, давно отслужившая свой век котельная. Завод делает первые шаги, но к цели идёт уверенно.

От продаж к производству

Как рождаются заводы в нашу непростую для индустрии эпоху? Об этом хорошо знают на новом предприятии – кровном родственнике известного борисоглебского завода «Борхиммаш». Именно там познакомились товарищи и бизнес–партнёры – Юрий Сирооченко и Владимир Медведев. В 1997 году они создали дилерскую фирму: поставляли продукцию «Борхиммаша» – теплообменное оборудование для нефтегазовой отрасли – процветавшей тогда компании «Юкос».

– Пару лет назад пришло понимание, что продавать чужие аппараты мы больше не хотим, пора делать свои, – рассказал Юрий Сирооченко.

На краю города – на улице Дорожной – нашлось подходящее помещение. На место будущего завода его создатели пришли 3 января 2013 г. От здания котельной оставался лишь безжизненный остов с трубой дымохода. На то, чтобы превратить постиндустриальные руины в корпус трубного цеха, ушёл год. В декабре в помещении наладили отопление: газоизлучатели поддерживали идеальную для работы температуру. А уже в январе 2014 г. предприятие приступило к выполнению первого заказа.

   
   

Свой подход

Несмотря на то, что специалистов сегодня приходится искать днём с огнём, удалось создать небольшой, но профессиональный коллектив. Предприятие закупило добротное и надёжное оборудование, и сейчас здесь производят самый дорогой и сложный элемент аппаратов воздушного охлаждения –

оребрённую трубу и металлоконструкции, на которые опирается аппарат. Остальные элементы пока изготавливаются по кооперации. С запуском механического и сварочного цехов предприятие станет самостоятельнее, а продукция – дешевле. Цель – производить все операции на заводе и заказывать только комплектующие. Пока по этому пути приходится идти большинству отечественных промпредприятий: до западного уровня разделения труда нам – как до Луны.

– На Западе работают в основном по кооперации, но там – другие отношения, – говорит гендиректор. – Если сказано «шпилька должна прийти в 12 часов 2–го числа» – задержки исключены. И стоит она всегда одну и ту же сумму. У нас же цены берутся «с потолка» и разброс может быть – в несколько раз. А главное, что «дороже» вовсе не означает «качественнее». Но рано или поздно придётся научиться работать, как в Европе.

Пока основной заказчик завода – структуры «Роснефти». 30 июня стал днём рождения «первенца»: был отгружен аппарат воздушного охлаждения для Новокуйбышевского нефтеперерабатывающего завода.

– Рынка хватит на всех, ведь у каждого – своя ниша, – уверен Юрий Сирооченко. – Тот же «Борхиммаш» работает в основном с «Газпромом», для других компаний его оборудование слишком дорого. Да крупным предприятиям и не интересны мелкие заказы. А мы выезжаем на место, общаемся, выясняем, что именно нужно.

Стоп, кадры!

Сегодня на заводе трудятся 30 человек: сварщики, слесари–сборщики, инженеры. Но людей не хватает: кадровый вопрос – головная боль всей возрождающейся российской промышленности. Так, с 90–х годов наши вузы перестали всерьёз готовить технологов и конструкторов, и теперь этих специалистов впору заносить в Красную книгу. Не хватает энергетиков, электронщиков, КИПовцев, сварщиков… Грамотные специалисты меняют предприятия, как перчатки, а вот работодателям выбирать сотрудников не приходится. Конечно, могут пригодиться переселенцы с Донбасса, у которых за плечами бесценный опыт работы на производстве. Но пока предложений не поступало, несмотря на то, что зарплаты у сотрудников «БорНефтеГазМаша» вполне достойные.

Сегодня предприятие может самостоятельно учить молодых специалистов, благо опыта и профессионализма сотрудникам не занимать. Так, Виктор Герасимов,

начальник трубного участка, стоял у истоков отечественного производства оребрённой трубы. Ведь аппараты воздушного охлаждения в Советском Союзе до 80–х годов не делали. Партия и правительство поручили наладить их выпуск, когда строился транс­континентальный газопровод Уренгой – Помары – Ужгород. Виктор Герасимов вошёл в группу, которая первой научилась собирать новые агрегаты. Есть и универсальные специалисты, такие как Игорь Белоусов – мастер сборочного участка, он занимается и сваркой, и вальцовкой.

Руководящие сотрудники – тоже плоть от плоти производства. Илья Глотов, технический директор, больше 30 лет отработал на «Борхиммаше» – прошёл путь от ученика токаря до главного механика и металлообработку знает досконально. Алексей Клочков, замгендиректора по производству, работает и за конструктора, и за технолога.

Ещё одна беда отечественной промышленности – нехватка дешёвых и «длинных» денег. А ведь у начинающих предприятий, понятное дело, нет ни кредитной истории, ни залоговой базы, ни оборотных средств. Приходится брать потребительские кредиты – короткие и под грабительские проценты. Надежда – на региональные и федеральные программы: «БорНефтеГазМаш» уже готовит необходимые документы. Предприятие вошло и в кластер производителей нефтегазового оборудования.

– Для новичков участие в таких организациях особенно важно, – считает Юрий Сирооченко. – «Газпром», «Лукойл» и другие потенциальные заказчики видят: раз областное правительство поддерживает предприятия, значит, они «живые», с ними можно сотрудничать.

Пока же перед коллективом «Борнефтегазмаша» стоит задача выйти к концу года на объём производства в 100 млн рублей. Вовсю идёт работа над продукцией для Саратовского НПЗ, не за горами и другие заказы – переговоры с дочками «Роснефти» идут полным ходом.

Смотрите также: