Ретроспектива фильмов Уэса Андерсона: почему стоит сходить в кино?

Четыре фильма американского режиссёра Уэса Андерсона покажут в рамках фестиваля «Амфест» в Воронеже. У зрителей есть, как минимум, четыре причины посмотреть «Бутылочную ракету», «Академию Рашмор», «Семейку Тененбаум» и «Водную жизнь» с 12 по 15 октября в «Спартаке».

   
   

Увлекательный рассказчик

Почти каждая история Андерсона – история о поисках человеком самого себя. Несмотря на то, что все герои с самого начала выглядят, как уже сформировавшиеся личности, они обязательно страдают непониманием себя.

Путь, по которому персонажи ведут поиски, тернист и почти непроходим. В «Бутылочной ракете» три парня становятся преступниками в надежде понять предназначение собственных жизней. В «Поезде на Джарджелинг» их повзрослевшие отражения отправляются в Индию за ответами на новые вопросы.

Тут же и Тененбаумы. Каждый их трёх детей в этой семье – гений с самого рождения. В своей гениальности они все абсолютно нереалистичны (Чес открыл бизнес, будучи несовершеннолетним, а его брат Ричи – в семнадцать стал профессиональным игроком в теннис). Но зритель по ходу развития истории видит, что перед ним – самые обычные люди с самыми обычными недостатками и достоинствами. И их судьба не сложнее судьбы любого из нас.

Фото: Кинопоиск

История персонажей, в конце концов, обыденна и понятна любому зрителю. Вся сложность и запутанность отношений и поступков – красивая уловка для того, чтобы увлечь в разговор о простых вещах (любви, творчестве, одиночестве). Благодаря ей два часа, во время которых развиваются события, проходят совершенно незаметно. В плане увлекательности Андерсон, пожалуй, переплёвывает и Тарантино, и Ричи, хотя его картины лишены экшена.

Подбор актёрской команды

Болезненная рефлексия героев Уэса Андерсона напоминает обидчивость ребёнка. Отсюда и вся сложность построения образов – актёрам в его фильмах приходится появляться, как правило, в необычных амплуа.

Многие герои напоминают детей. Удивительно, что Андерсон способен сделать похожим на ребёнка любого актёра. Даже из Джина Хэкмена, который за долгую кинокарьеру переиграл всех военных и полицейских, режиссёр слепил романтичного старика – предводителя Тененбаумов, почти подростка с максималистичной потребностью быть любимым всеми.

   
   
Фото: Кинопоиск

Любимец режиссёра Оуэн Уилсон (в некоторой степени альтер-эго создателя) играет отстранённых от реальности мечтателей. Его герои видят мир идеалистично и даже не представляют, что может ожидать их в поисках. Впрочем, таков и капитан Зиссу, в исполнении Билла Мюррея. Герой охотится полосатую акулу, в которую верит, кажется, лишь он один. Капитан готов положить в жертву своей мечте всё, что угодно (даже любовь близких людей, о существовании которой он и не думал). В этом он тоже напоминает подростка.

В общем Андерсон подбором команды и работой с актёрами приятно удивляет. Правда, «подростковость» его персонажей, которых играют одни и те же актёры из фильма в фильм, в поздних лентах стала визитной карточкой. Но знакомство с процессом формирования «фишек» актёров через картины начала 2000-ых принесёт массу удовольствия.

Картины-загадки

Пространство кадра у Андерсона напоминает фильмы Кубрика: маниакальная тяга выстроить картинку по каким-то строгим, им самим придуманным правилам, – визитная карточка поздних лент режиссёра. Однако «Бутылочная ракета», «Рашмор» и «Водная жизнь» лишены внешней строгости. В этих лентах почерк Андерсона только формируется: кажется, что в поле зрения камеры даже попадают какие-то случайные или неконтролируемые детали (полёт орла в «Тененбаумах»).

Просмотр ранних фильмов всё же может стать праздником для перфекционистов. Дело в том, что эти картины смонтированы таким образом, что каждая сцена длится ровно столько, сколько она должна длиться. Это изумительное зрелище.

Фото: Кинопоиск

Представьте, что вам рассказывают биографию человека. Факты из его жизни выстраиваются в такую линию, что вы постоянно меняете своё представление о герое. Вот на ваших глазах очаровательная Марго, пишущая гениальные пьесы, непонятая своими близкими, становится отвязной девушкой, лишившейся по таинственным причинам пальца, и скрывающей вредные привычки и краткосрочный брак с ямайским художником. Все перемены происходят почти мгновенно.  

Каждая сцена, пусть даже она занимает несколько секунд, вызывает ровно те ощущения, которых добивался автор. Поэтому искушённому зрителю просмотр фильма может доставить удовольствие решения загадки о том, чего же всё-таки хотел добиться увлекательный рассказчик.

Музыкальный вкус

Подбор саундтрека в процессе кинопроизводства играет важную роль. Режиссёры, понимающие это и умеющие подбирать музыку для своих фильмов,неминуемо пользуются популярностью не только у киноманов, но и у меломанов.

В фильмах Уэса Андресона всегда звучали шикарные композиции Джона Леннона, Лу Рида, Хэнка Уильямса, «Rolling Stones», «The Faces», «The Kinks». Режиссёр, впрочем, никогда не увлекался каким-то определённым исполнителем. Однако общее нестроение музыкальных произведений внутри повествования можно определить как единое настроение отстранённости. Автор предлагает отвлечься от скучной действительности и своим героям, и зрителям.

Фото: Кинопоиск

Отказать Андерсону в чудесном музыкальном вкусе невозможно. Для этого даже не обязательно смотреть сами фильмы – достаточно увидеть список официальных саудтреков. Знакомство с OST, например, «Семейки Тененбаум» обязательно вызовет желание посмотреть на то, какие идеи воплощает эта музыка в фильме.