Когда факт обрастает слухами, передаётся с новыми подробностями из уст в уста, и становится уже невозможно отделить правду от вымысла, рождается легенда. Такие яркие истории, таящие в себе одновременно что–то реальное и фантастическое, живут, должно быть, в каждом городе. Богат своими байками и Воронеж.
О некоторых любопытных городских историях мы расспросили краеведа и писателя Владимира Елецких.
Про икру и слонов
– Владимир Леонидович, почему в вашей последней книге о Бринкманском саде вы выбрали жанр легенды?
– Совсем недавно в интернет–проекте «Вкусная карта России» раскручивалась идея того, что Воронеж – родина манной каши. Действительно ли это так?
– Ещё в XIX веке собиратель сказок Александр Афанасьев написал сказку про лису и журавля, которые ходили друг к другу в гости: лиса журавля манной кашей из тарелки кормила, а он её – окрошкой из кувшина. Эту сказку Афанасьев услышал именно в Воронежской области. А ещё есть легенда о том, что во времена Петра I воронежский мастер построил здесь мельницу и угостил императора кашей из крупки, которая получается с первого помола зерна. Тогда манной каши ещё не знали, а это была именно она. Так что делайте выводы сами.
Кстати, манная каша – не единственное достояние области. Говорят, что Воронеж ещё и родина кабачковой икры. Впервые додумались делать икру не из баклажанов, а из кабачков именно у нас, в Репном.
– Правда, что до войны в центре Воронежа был огромный зоопарк, в котором даже жил слон...
– Да, зоопарк и правда был. Даже с целой семьёй слонов. Мне об этом рассказывал писатель Юрий Гончаров. В июне 1942 года на город сбросили бомбы: одна из них попала в Сад пионеров, где погибли десятки детей, а ещё одна – в зоосад. Осколком бомбы убило слона – он лежал на улице, такой огромный, а рядом ходила слониха и горестно трубила на весь проспект.
Зверинец был большой, располагался он в центре города – одна часть за нынешним Кукольным театром, а другая – через дорогу, где сейчас площадь Победы. Нашёл я и ещё один факт, подтверждающий существование зоопарка: в местной газете была заметка о том, что на складах, куда на зиму переводили зверей, обвалился потолок, и пришлось искать зверям новое пристанище.
Что на дне?
– Некоторые краеведы предполагают, что на дне реки Воронеж хранится морёный дуб, из которого Пётр I строил корабли…
– Это, конечно, глупость – из морёного дуба флот никто не создавал, он слишком тяжёл. Морёный дуб – это чёрная древесина, дерево, которое долгие годы находилось под водой. Это очень дорогой материал, из него, например, делали обрамление окон в замке принцессы Ольденбургской. Сейчас он также ценится в производстве мебели. В принципе, и в реке Воронеж могут находиться запасы этого дерева.
– Ещё одна водная история связана с нашим водохранилищем. Рассказывают, что много лет назад одна компания вызвалась его почистить бесплатно, но с условием: всё, что найдём на дне – наше.
– Эти слухи ходят давно. Говорили, что и японцы хотели почистить водохранилище, и немцы. Но всё это чепуха. Что может лежать на дне? Ну, может быть, трактор или машина. Но пользы от этой находки никакой. Хотя... есть одна легенда: в начале XX века, когда белые бежали из Воронежа, они погрузили на баржу дорогое вино, и баржа эта затонула в реке. После это вино вылавливали, но, по легенде, оно до сих пор лежит на дне в русле водохранилища. Меня даже просят иногда показать это место (смеётся. – Ред.).
Сегодня такая находка стоила бы баснословных денег!
Колдовство и пришельцы
– Читала, что в Воронежской области существовали оккультные сёла, где все подряд занимались колдовством, и даже были колдуны–летуны…
– Что правда, то правда. В Отрожке, например, жили знахари, которых называли колдунами – к ним ходили местные жители, просили совета. Вообще, в каждой деревне имелся свой колдун, к которому обращались за помощью. Но если он приходил на свадьбу, это считалось дурным знаком – беду накличет. Были у нас и ясновидцы, которые предсказывали погоду, лечили скот. Но, по сути, такие знахари проживали во многих сёлах, а вот колдуны–летуны – только в Воронежской области, в селе Новоникольское Воробьёвского района. Там была целая секта колдунов, говорили, будто они умеют летать, а один из них по прозвищу Крылан, якобы, мог не только левитировать, но и передвигать предметы силой мысли. В 30–е годы в том селе осталось только два брата–колдуна. Однажды к ним даже приехали телевизионщики, чтобы снять про них кино. Но колдуны так ничего и не показали, в итоге в фильме их разоблачили.
– В газетах конца 80–х писали, что Воронежскую область облюбовали инопланетяне: они приземлялись в Южном парке, наследили в Новохопёрской аномальной зоне, о встречах с НЛО рассказывали и борисоглебские лётчики. Откуда такие слухи?
– Когда–то я собирал информацию о пришельцах, расспрашивал очевидцев событий в парке Южный. В 70–х мы работали вместе с уфологом Генрихом Силановым, который изучал параллельный мир в Новохопёрской аномальной зоне. Он увлёкся этой темой, купил себе старинный фотоаппарат и выточил специальную линзу, сквозь которую можно увидеть то, что не способен заметить человеческий глаз. Вы не задумывались, почему одни видели НЛО, а другие нет? Потому что наше зрение работает в разном диапазоне – у детей, например, он шире, поэтому часто дети видят то, чего не могут увидеть взрослые. С помощью этого фотоаппарата мы могли снимать и видеть вещи, незаметные глазу.
Мы выезжали не только на НЛО, но и на полтергейст. Однажды приехали в общежитие на ул. Лизюкова, там происходили странные вещи: летала мебель, перемещались предметы, воспламенялся мусор, самовольно включался и выключался телевизор… Можно скептически ко всему этому относиться, но я общался с людьми, которые сталкивались с аномальными вещами, да и сам кое–что видел. Наверное, пока своими глазами не увидишь – не поверишь. Ну а верить или нет, и что есть быль, а что сказка, каждый пусть выбирает сам.
Смотрите также:
- Александр Лапин: «Отсутствие героя – проблема не эпохи, а писателей» →
- О древнем городе, нашем «стоунхендже» и желании изменить мир →
- Жизнь в зеркальном отражении →