Письмо Ивана Малыгина жене, 16.07.1942 г.
Здравствуйте, мои дорогие и горячо любимые Анюлик и дочурка Галюся!
Я по-прежнему на том же месте, и по-прежнему скучаю по вас и вашим дорогим письмам.
Моя милая, ты, очевидно, интересуешься, где мы находимся, могу сказать, что живу под Воронежем, где готовятся и отражают всякие попытки атак обнаглевшего врага на этом участке фронта. Мы готовим сокрушительный удар и, очевидно, последний, после чего враг посыплется как глина, без всякого сомнения. Мне лично приходится немного очухиваться после недавней ожесточённой атаки. Здоровье моё неплохое, конечно, усталость чувствуется, но что можно сделать - только упорно сопротивляться врагу и биться до победы.
Враг особенно напирает на нашем участке фронта, это ничуть не скрывает Совинформбюро, которое сообщает точно так, как есть в действительности. Так что сообщениям из газет верьте без сомнения. Ожесточённые схватки продолжаются с неослабевающей силой, жаль, что я не могу помочь в этом бою с обрезанными крыльями (автор письма - лётчик, его самолёт сбили накануне. - Ред.). Но мой моральный дух настолько высок, что я не могу тебе описать. Необходимо и нужно беспощадно сопротивляться до последнего вздоха, до последнего удара сердца. <…>Я ещё больше буду просто винтом рубить головы фашистов, я не посмотрю ни на какие преграды, но покажу, что ещё могу мстить и биться.
За меня будьте спокойны, я отплачу врагу за всё. До скорого свидания! Целую горячо и бесконечно.
Любящий вас Ваня
Последнее письмо Нины Янгольд родителям в Воронеж, 2 июня 1944 г.
Здравствуйте, мои дорогие мама, папа и сестрёнки!
Шлю я вам свой горячий привет и самые наилучшие пожелания в вашей жизни! Мамуся, сообщаю вам, что я жива и здорова, чего и вам, мои родные, желаю. Письма ваши получаю регулярно. Получили ли вы мои фотокарточки? Я вам их в разных письмах послала. Послала письмо и фотографию бабушке.
Ну как вы живёте, всходит ли картофель на огороде, и много ли вы его посадили? Недавно была у Маруси, её наградили медалью «За боевые заслуги». Она шлёт вам свой горячий сердечный привет. Дела у нас идут хорошо - готовимся к решающим боям. Жарко будет, безусловно. Папа расскажет, как было под Воронежем во время прорыва, здесь будет ещё жарче. Работки хватит. Фрицев ещё богато, и всех необходимо пропустить через мясорубку. Хлопцам придётся поработать на славу. Ну, пока, посылаю листок бумаги для ответа. До скорой счастливой встречи. Крепко-крепко целую вас всех, мои дорогие.
Нина
Письмо Георгия Костина, 13.05.1942 г.
Здравствуйте, мама, Лида и Агния с ребятами!
Мама, вы, наверное, сильно обеспокоены обо мне. Я же давно ничего вам не писал. Мама, вы, пожалуйста, не беспокойтесь из-за таких перерывов в письмах, сейчас учения могут быть довольно часто, но вы не придавайте большого значения. Я здоров, живу хорошо, ну а где я нахожусь, это неважно.
Из Ташкента я выехал 24 апреля в Москву. В Москве пробыл всего три дня и выехал в часть. Мама, я там не получал от вас никаких известий, так что не представляю себе, как вы там живёте, что нового у вас, как ваше здоровье, как работают Лида и Агния, как живут ребятишки. Мама, напишите, пожалуйста, что вам известно о Борисе. Я сейчас нахожусь примерно в том направлении, где был Борис, и при первой возможности постараюсь узнать что-либо о нём.
С приветом, Георгий
Смотрите также:
- Ветеран ВОВ: «Американцы и сто лет назад мечтали нас потопить» →
- Что писали воронежские солдаты в годы войны? →
- 90 лет – время для активной деятельности →