Захватывающий спектакль «Остров сокровищ», поставленный по одному из величайших романов европейской литературы, привез Московский Губернский театр на детский театральный фестиваль «Маршак». История о мальчике Джиме Хокинсе и легендарных сокровищах Флинта «ожила» на сцене Воронежского концертного зала.
В духе времени
На прошлом фестивале «Маршак», куда Сергей Безруков привозил постановку «Маленький принц», он назвал «Остров сокровищ» настоящим «блокбастером». Масштабы спектакля доказывают, что это на самом деле так. Ведь в постановке задействовано две машины с декорациями и занято более 50 артистов.
«Мы очень кропотливо подошли к тексту Стивенсона, постарались воссоздать в полном объеме его знаменитый роман. Мы выстраиваем на сцене настоящий корабль-трансформер, используем специальный накладной круг, который позволяет нашему кораблю лавировать во время шторма. Чтобы сохранить дух 17-го века, в спектакле используется 93 исторических костюма, пошитых не из синтетической, а подлинной ткани того времени. К этому проекту мы готовились восемь месяцев, и уже чуть больше двух лет успешно выступаем с ним в Москве. Несмотря на свой богатый творческий опыт, я впервые столкнулся с такими постановочными возможностями на сцене. По масштабу этот спектакль вполне можно назвать «блокбастером», - рассказал режиссер спектакля Алексей Серов.
Романтика путешествий, ветер, брызги в лицо – зритель будто бы сам становится главным героем приключенческой истории. Режиссер спектакля постарался сохранить дух времени и его особую атмосферу.
«Мы не пытались осовременить эту историю. Скорей наоборот, нам было очень интересно создать со всей любовью и тщательностью атмосферу времени, описанную в книге. Ведь история человеческих чувств современна всегда. Самое главное, что у нас есть – это страсть и чувства. Наши стремления не меняются со временем. Меняется только форма выражения. Но здесь мы стремились к абсолютной подлинности», - добавил Алексей Серов.
«Нежные воспоминания из детства»
Сам худрук Московского Губернского театра Сергей Безруков принимал активное участие в работе над постановкой. Он же и исполнял в премьерных спектаклях роль одноногого судового кока Сильвера.
«Сергей Витальевич виртуозно играл в этом спектакле – с невероятной любовью и страстью к материалу. Собственно, «Остров сокровищ» и появился в репертуаре театра благодаря его нежным воспоминаниям из детства. Под его кураторством шла подготовка спектакля. И в нем есть множество чудесных и остроумных придумок Сергея Витальевича, - подчеркнул режиссер. – Например, в спектакле есть достаточно знаменитая сцена, когда повар Сильвер разделывает курицу на глазах у зрителей. Приоткрою завесу тайны, с нами приезжает специальная бутафорная курица. У нее, как у живой, отлетают перья, ее можно варить, тушить, жарить. А к следующему спектаклю курицу восстанавливают. Этим занимается специально обученный человек, который приехал с нами и в Воронеж. Я думаю, что все это только доказывает всю серьезность нашего подхода».
«Зрители с инвалидностью не оторваны от мира»
Еще одной особенностью спектакля является то, что он сопровождается тифлокомментированием. Благодаря нововведению Губернского театра возможность прочувствовать постановку появилась и у зрителей с проблемами зрения.
«Раньше у нас в стране не было тифлокомментирования. Впервые оно появилось в Губернском театре благодаря Сергею и Ирине Безруковой. В 2013 году мы использовали тифлокомментирование в спектакле «Пушкин». На сегодняшний день оно используется в 9-ти спектаклях нашего театра, 3 из которых – для детей. Тифлокомментирование востребовано. Ведь это возможность для людей с инвалидностью не быть оторванными от мира. Они сидят вместе со всеми в зале, слушают разговоры соседей, пропитываются этой атмосферой театра. Это очень важно», - рассказала тифлокомментатор спектакля Елена Хабарова.
Как это работает? Тифлокомментатор, находящийся в момент спектакля в специальной кабинке, в «прямом эфире» передает через наушник сидящим в зале слепым или слабовидящим зрителям все то, что происходит на сцене. Получается, что тифлокомментатор выступает посредником между режиссером и зрителем.
«Моя основная цель – рассказать все то, чего не могут увидеть слепые или слабовидящие. Иногда бывает очень сложно найти нужные слова, чтобы описать действие на сцене или эмоциональное состояние артиста. Но это очень интересный процесс, - добавила Елена Хабарова. – К сожалению, пока у нас в России с тифлокомментированием все очень плохо, нет законодательной поддержки. Но надеемся, что в скором времени все изменится к лучшему. Ведь за рубежом тифлокомментирование уже очень активно используется не только для людей с инвалидностью, но и для простых домохозяек или, например, дальнобойщиков. Последние берут в дорогу диски с сериалами, фильмами, передачами, спектаклями и слушают их».