Динамика - позитивная

   
   

Чем живёт регион? Каковы темпы экономического развития? Как в кризис выполняются социальные обязательства? Что происходит с доходами населения? И чего нам ждать в дальнейшем?

Эти и многие другие вопросы были затронуты во время встречи губернатора Воронежской области Алексея Гордеева с ведущими журналистами-аналитиками и руководителями общественно-политических СМИ региона, которая прошла на прошлой неделе в студии телецентра ГТРК «Воронеж».

Есть оптимизм

Встреча началась с краткого подведения итогов социально-экономического развития Воронежской области в первом полугодии 2016 года.

- Надо сказать, что динамика развития Воронежской области сохраняет позитивный тренд, хотя и не такой по темпам, как, скажем, три, четыре, пять лет назад, - отметил Алексей Гордеев. - Но, тем не менее, рост промышленного производства за первое полугодие по сравнению с тем же периодом прошлого года составил 5%. И очень важно, что растёт обрабатывающая промышленность - почти на 3%. Индекс сельскохозяйственного производства достиг 107%. Хорошую динамику показывает производство мяса и молока. Несмотря на кризисные явления, продолжает развиваться строительство. Здесь рост порядка 7%, а по жилью - почти 12%.

- Небольшой прирост - чуть за 100% - есть и по инвестициям, - отдельно подчеркнул глава региона. - Это очень важно, потому что в целом по стране инвестиции сократились и составляют где-то 92%. А значит, накопленная репутация региона даёт правильные сигналы. Как отечественные, так и зарубежные инвесторы продолжают интересоваться нашей экономикой и планируют создавать у нас те или иные производства.

Касаясь социальной сферы, губернатор констатировал, что люди сейчас переживают трудные времена - есть падение доходов, особенно, если говорить о реальной заработной плате. Хотя формально в цифрах зарплаты даже прирастают, но с учётом инфляции, роста цен на продовольствие, другие товары первой необходимости, повышения тарифов реальные доходы наших граждан сокращаются, и это, пожалуй, самый главный признак экономического кризиса как в стране, так и в области.

   
   

- В то же время происходит определённая адаптация хозяйствующих субъектов, - считает Алексей Гордеев. - И здесь первый сигнал даёт нам малый и средний бизнес: в первом полугодии рост - 9%. А ведь устойчивость нашей экономики составляет как раз малый и средний бизнес, потому что он адаптирован к рыночным колебаниям. Сейчас период ожидания, и очень важно его пройти с оптимизмом, чтобы появился уверенный потребительский спрос на те или иные виды товаров и всё, что касается инвестиционных вложений. Потребительский спрос принципиально важен, потому что он будет создавать уверенность в экономике.

Делать какие-то прогнозы по итогам всего года губернатор не стал, но заметил, что есть оптимизм, и он вселяет в нас уверенность, что мы не просто формально выполним какие-то показатели, но и, самое главное, воплотим свои планы по доходам и всем бюджетным обязательствам. И вот эта уверенность создаст хорошую платформу для роста уже в 2017 году.

Вопрос стратегии

Далее губернатор перешёл к ответам на вопросы, среди которых был вопрос об инвестициях в Воронежскую область в 2016 году и о влиянии на нас санкций.

- Мы за последние шесть лет инвестиции в экономику увеличили практически вдвое, и сейчас годовые инвестиции составляют порядка 200 млрд рублей. При этом мы должны констатировать, что санкции, безусловно, влияют на зарубежных инвесторов, но, как я уже сказал, интерес к области сохраняется. Если взять и посмотреть прошлый год, то порядка 70 иностранных делегаций посетили Воронежскую область, провели те или иные переговоры. У нас в этом году есть заделы с чешскими партнёрами: в Бобровский район зашла компания «Агрострой Пелгримов» по производству сельскохозяйственных агрегатов и комплектующих изделий. Инвестиции там составят порядка 4,5 млрд рублей. Это будет градообразующий для района завод и очень важный по развитию кооперации для всей страны в целом. Продолжает вести переговоры компания «Бионорика» по производству лекарств на основе трав и натурального сырья. Завершён завод «Воронежские дрожжи» - он с французским капиталом. Много переговоров проведено с китайскими организациями. Здесь мы тоже видим нарастающий интерес.

- Так что будем считать, что мы готовим хорошую информационную и репутационную базу, и как только будут сняты санкции, можно ждать всплеск реальных инвестиций, - подытожил Алексей Гордеев. - И про импортозамещение в двух словах: многое, что сегодня рассматривается в Воронежской области как импортозамещение, мы начали достаточно давно, не связывая никак это с санкциями и с девальвацией рубля. Мы ставили задачу стратегическую. И, считаю, к этому надо переходить и стране - производить конкурентоспособную продукцию на международных рынках. Поддерживать тех, кто создаёт высокотехнологические производства. По сути, это как раз развитие кластеров. У нас хорошо работает кластер по производству оборудования для газовой и нефтяной промышленности, мясной кластер, молочный. То есть мы как бы попали в эту тенденцию импортозамещения, но это на самом деле стратегическая наша работа по созданию современных производств и хороших продуктов.

Акцент на переработку

- Как в регионе идёт переход на отечественную сельзхозтехнику? И обеспечены ли мы хранилищами для зерна и овощей?

- У нас нет такой задачи: бросайте импортную технику, переходите на отечественную. При этом я бы отметил, что наша техника сейчас практически на уровне европейской. Парк машин у нас большой. Например, в области 14,5 тысячи тракторов, 7 тысяч автомашин для сельского хозяйства, 3,5 тысячи зерновых комбайнов, 480 кормоуборочных комбайнов, 470 свеклоуборочных комбайнов и т.д. Это громадный работающий парк. По энергово­оружённости мы находимся выше российского уровня на 15 - 20%, и обновление техники происходит даже в текущем году, несмотря на все трудности.

Теперь по хранилищам. Я несколько раз говорил о том, что торговать сырьём - это неправильно. В советские годы, несмотря на большие объёмы производства, РСФСР приобретала по импорту примерно 25 млн тонн зерна. Примерно столько - порядка 30 млн тонн - мы сейчас экспортируем. Но приходят задачи более качественные, и надо торговать уже не сырьём. Например, можно торговать нефтью, а можно уже продуктами из нефти. Так и здесь, нужно торговать не зерном, а, скажем, мукой или крупами, другими продуктами переработки, что даст иную добавленную стоимость. Мы вывозим из Воронежской области примерно 1,5 млн тонн зерна. Конечно, теряем часть дохода. И поэтому ставим задачу, чтобы зерно максимально перерабатывалось здесь, в том числе через желудок животных.

Тем более что за шесть лет мы добавили более миллиона тонн хранения современных типов продуктов растениеводства, и сегодня спокойно можем положить урожай в 5 млн тонн. По картофелю и овощам имеем мощности на 50 тысяч тонн, по фруктам где-то на 40 тысяч тонн. То есть всё сбалансировано, и проблем хранения нет. Есть другие проблемы - научиться перерабатывать часть продукции. Очень хотелось бы, например, восстановить в Острогожске консервный завод по производству кабачковой икры, тем более что существует легенда, что Острогожск является родиной кабачковой икры. Хотелось бы, чтобы этот бренд был, и мы были известны в стране своей кабачковой икрой, как сейчас стейками и мраморным мясом. И что-то другое можно перерабатывать и выходить с этим на рынок.

Кого поддержат?

- Во время одной из встреч вы говорили, что самыми тяжёлыми для бюджетной системы области могут стать 2017 и 2018 годы. Почему?

- Мы видим, что экономика практически стоит на месте, а тот небольшой позитивный рост, что у нас есть, это не та динамика, которой можно пользоваться. То есть мы понимаем: надо очень рационально подходить к бюджетным тратам. При этом необходимо не только сохранять, но и наращивать социальные расходы. На сегодня у нас бюджет уже более чем на 80% носит социальный характер. То есть мы резко сократили всё, что было связано с поддержкой инвестиционного роста. И худший для экономики вариант - это пойти на то, чтобы сократить все инвестиционные затраты. Очевидно, что в такой сложный период нам придётся переходить на адресную поддержку особо нуждающихся и идти на дальнейшее сокращение инвестиционных затрат, может быть, даже на остановку строек. Это пессимистический взгляд. Оптимистический вариант - мы всё-таки найдём средства и на инвестиционную адресную программу, и на поддержку значимых проектов бизнеса. Это создаст экономический рост и новые возможности.

- Мы живём в преддверии Олимпиады. Планируется ли в перспективе строительство в регионе объектов для спорта высоких достижений?

- Это чисто федеральные задачи. На мой взгляд, сегодня нужно заниматься развитием массового спорта, растить своих талантливых спортсменов, чтобы уже из них селектировать тех, кто может представлять страну на международном уровне. Так случилось, что нет правильной этажерки по воспитанию талантливых детей. Могу приводить массу примеров, когда наши ребята - и хоккеисты, и футболисты выигрывают первые места в стране или соревнования международного уровня. Даже взяли в 2010 году на чемпионате мира по футболу среди юниоров второе место, проиграв в финале мексиканцам. Но дальше мы не видим, что кто-то этих ребят подхватывает. У нас полный разрыв между существующим спортом высоких достижений и массой талантливых ребят, молодёжи, которые смогли бы быть спортивным цветом нашей нации, страны. Поэтому надо смотреть, как всё это перестроить.

Опять же, ярким примером является футбол. Я бы на региональном уровне запретил использовать легионеров. Давайте гордиться своими футболистами - теми, кто с пелёнок у нас вырос. Мы убрали финансирование клубов напрямую из бюджета. Потому что это проще всего - дал 350 миллионов, и всё. А 350 миллионов - это финансирование спорта примерно в половине районов области. Едешь туда и видишь, сколько занимаются и молодых, и пожилых, а это придаёт и радость жизни, и здоровье. Вот такой подход нужен. И мы будем его осуществлять.

Смотрите также: