Из глубины веков. Воронежские энтузиасты создали уникальный Ломовский парк

Памятник 16 исчезнувшим хуторам (справа) очень необычен. © / фото автора / АиФ

«Наша цель — сохранить культуру, укрепить в наших детях утерянное, настоящее, русское… Чтобы они понимали — наша родина огромная, мощная и красивая, а дух наших предков велик, и подражали ему, двигаясь вперёд», — говорит основатель Ломовского природно-ландшафтного парка Василий Козлов.

   
   

Эта мельница - самая старая из сохранившихся в России. Фото: АиФ/ фото автора

На месте хутора

Василий Козлов, основатель парка, энергичный и остроумный человек, встречает гостей с искренней радостью, хваля за преодоление 3,5-часового пути. Впереди — завтрак с салом и захватывающее знакомство с давними русскими традициями.

Русское приволье раскинулось на 150 гектарах. Разные строения и артобъекты — старинная мельница, лес, пруд — всё на довольно большом расстоянии друг от друга. Именно здесь, где практически не ловит сотовая связь, летом проходят пленэры и всероссийские ремесленные фестивали, собирающие до 15 тыс. человек, а зимой тут тихо, спокойно, умиротворённо.

Наш экскурсовод уверен, что это необычное место: здесь и солнце светит по-другому, и снега выпадает больше.

«Когда-то здесь, на Калачеевской возвышенности, находилась головная часть ледника, — рассказывает Василий Козлов. — Он растаял и оставил множество валунов с разными вкраплениями, песчаниками. Теперь тут можно получать беглые географические знания, изучать мироздание — звёздное небо прекрасно прорисовано. У нас даже есть свой телескоп. В дубовом лесу наши предки нашли камни, стали строить из них жилища, орудия труда и прозвали это место Ломами, что означает «ломать». Хутор здесь существовал до середины прошлого века: по легенде, все 17 местных мужчин ушли на войну и не вернулись, а женщины переселились в соседние сёла и хутора».

   
   

«Но в этом месте живёт душа русского человека, который умел договариваться с природой — продолжает Василий Викторович. — И место стало прирастать деревьями, зверями, рыбой. Сейчас по территории бегают кролики, строят плотины бобры, в пруду плавают утки и лебеди, а в окрестностях можно увидеть немало диких животных».

Истинные ценности

Когда Василий с единомышленниками высаживал деревца в овраге, где росли только лопухи да крапива, никто не верил в успех задуманного. Но растения прижились. Сейчас более 12 тыс. деревьев и кустарников радуют глаз — берёзы, ивы, рябины...

«Таких оврагов на нашей многострадальной родине много. Любой можно превратить в очаровательное место, было бы стремление», — уверен энтузиаст.

Теперь по обеим сторонам степного пруда раскинулся парк «Иван да Марья»: на одной — высаженные деревья, которые напоминают женский силуэт, на другой — символ Ивана — мельница и шиповниковые «волосы». По преданию, после войны Марья всё ждала своего Ивана. Часто ходила на берег пруда к Белому камню, который считался волшебным, и однажды растопила его своими слезами, а тот взял и вернул ей возлюбленного. Чтобы Иван и Марья встретились, была сооружена тропинка по дну пруда.

А вот мельница-шатровка — памятник истории и культуры XIX века, настоящая гордость Ломов. Это самая старая из сохранившихся в России мельниц. Полуразрушенная бомбой немецкого лётчика, она находилась в Таловском районе, откуда её привезли по брёвнышкам и установили на фундаменте из местного «ломовского» камня, добытого из старого карьера.

Весной ломовские энтузиасты планируют запустить старинное оборудование по выжимке растительного масла. Подобные «маслобойни» уже давно сданы на металлолом, но ломовцы задались целью разыскать детали, и за год в трёх близлежащих районах им удалось найти жёрнов и элементы печи конца XIX века. Здешние смекалистые кузнецы всё собрали, надстроили помещение — и, пожалуйста, работает. В печке зёрна подсолнечника прожариваются, потом передавливаются на жерновах. Вот вам и натуральное растительное масло! А жмых планируют использовать для подкормки рыбы в прудах.

Есть здесь места и для философского осмысления жизни — ломовский лабиринт. Со всей округи сюда свезли каменные глыбы от 500 до 5 тыс. кг, прикрепили информацию обо всех лабиринтах, которые существовали на земле, в том числе китайских и чилийских. О назначении этих древних сооружений учёные гадают до сих пор. А у авторов Ломовского лабиринта есть своя разгадка — это символ пути человека к истине. Говорят, если загадать желание и быстро найти выход из лабиринта, оно обязательно исполнится.

Чтобы помнили…

Другой каменный памятник ломовские энтузиасты посвятили 16 утраченным хуторам Воробьёвского района. Монумент соорудили из каменных глыб-корыт. На одном из них высекли слова, призывающие каждого прохожего остановиться и вспомнить о людях, когда-то здесь живших, на другом — перечислили названия канувших в Лету деревень.

Для хуторов обычное дело — кузня. Алексей и Сергей, кузнецы высшей гильдии, показывают, как изготовить подковы и даже набить на них свои инициалы. Получить из рук кузнеца подкову — на счастье.

Есть здесь и волы, на которых тут пашут, как 100 лет назад. И уникальные, выращенные на воле домашние козы. В летнее время по водной глади плавает крытый соломой домик. Попадая в него с маленького парома, можно увидеть старинные предметы русского быта и порыбачить — рыбы тут много.

А какую хитрую баньку организовали! Прикопали её частично в землю, чтобы меньше потребляла тепла, и нарекли «философско-музыкальная баня — землянка». Внутри играет музыка. Рядом прорубь — всё по русским традициям. Сухопарый и жилистый Николай Матвеич умело растапливает парилку и угощает чаем из лекарственных трав, которых в здешних местах видимо невидимо. Говорят, он был парализован, но сейчас бодр и энергичен. Наверное, целебная сила русской бани и трав помогла.

Всё на благо

Для гостей здесь выступает этнографический ансамбль «Верия», которому без малого 30 лет. Артисты с балалайками, баяном и в самобытных одеждах Черноземья. Эти костюмы ещё бабушки шили, а головным уборам и вовсе больше века.

«Когда ты сознаёшь, что на этой основе вскормлено не одно поколение, то сложности отодвигаются, — рассуждает Василий Козлов. — Наша цель — сохранить культуру, укрепить в наших детях утерянное, настоящее, русское. Чтобы они понимали — наша родина огромная, мощная и красивая, а дух наших предков велик, и подражали ему, двигаясь вперёд. Я сам с соседнего хутора Высокий, мне этот уклад жизни понятен. Очень люблю снег, радуюсь ему. Никогда не боюсь, когда заносит дороги, течёт много воды, когда дует сильный ветер — всё на благо».

Планы у энтузиаста оригинальные и большие. Сейчас, в частности, хочет создать русскую этнографическую горку: зимой с неё можно кататься на санках, летом по специальному дощатому лотку — прыгать в водоём.