Из–за экономических неурядиц снова стала актуальной, казалось бы, отступившая в последние годы народная беда – повальное пьянство. Опять появились подростки, предпочитающие сокам и лимонаду пиво и коктейли в цветных банках.
Заливая проблемы
Воронежская область, как и вся страна, переживает очередной кризис. Не удивительно, что на этом фоне обострилась и извечная социальная хворь. Воронежские наркологи отмечают – любые потрясения толкают людей к рюмке. Так было и после развала Советского Союза, и в 1998, и в 2008 годах.
За семь месяцев от отравлений алкоголем умерло на 32 жителя области больше, чем за аналогичный период прошлого года. То есть рост смертности составил 12%. И это лишь вершина айсберга: пьянство проявляет себя через пневмонию, заболевания органов кровообращения и пищеварения, онкологию. Так, по статистике, каждый четвёртый россиянин, умирающий от сердечно–сосудистых заболеваний, уходит на тот свет пьяным. На 52% выросла смертность от внешних причин, а, как известно, убийства, самоубийства и дорожные аварии у нас очень часто происходят по пьяной лавочке. Так, на прошлой неделе Семилукский районный суд приговорил к 5,5 годам лишения свободы Михаила Попова, который 5 декабря сел за руль пьяным, выехал на встречную полосу и столкнулся с двумя автомобилями. В аварии погибла супружеская пара, 15-летний мальчик остался сиротой.
В нашем регионе на учёте стоят более 38 тыс. больных алкоголизмом или злоупотребляющих спиртным, т. е. примерно «полтора человека» на каждые 100 жителей. Всего же, по оценкам специалистов, алкоголем злоупотребляют 400 тыс. из 2,2 млн жителей области, это практически – каждый пятый–шестой.
Запреты не помогут
Можно ли изменить ситуацию? Специалисты уверены: новый сухой закон здесь не поможет.
«Алкоголь – очень мощный быстродействующий транквилизатор, – объясняет Александр Орлов, главный внештатный нарколог Воронежской области. – Фактически это наркотическое вещество. И наши с вами предки выдумали его не для того, чтобы прыщики протирать, а чтобы одурманивать себя, снимать напряжение и усталость. Вместе с его появлением появились алкогольные традиции, и их надо приводить в порядок. Потребление должно соответствовать символике, месту, дню. Из истории этого не выбросишь. Из попыток на ходу переломить обычаи, как это сделали в 1985 г., не выйдет ничего хорошего. Рухнула огромная страна. Сегодня государство поступает мудро – оно учло опыт 1914 г. и 1985 г. Запретов нет, но у нас ограничили продажу в ночное время. После 23 часов уже некуда сбегать за бутылкой. Люди переходят на менее крепкие напитки. Дали широкую дорогу пивному бизнесу. Активно развивается виноделие».
Результат внушает оптимизм: за пять лет количество алкогольных психозов, которыми наркологи измеряют алкогольную нагрузку на население, снизилось на четверть. Заболеваемость алкоголизмом каждый год сокращается на 2%.
Между тем, появились новые проблемы. Так, пристрастие к пиву не вредит психике, зато его любители становятся постоянными пациентами кардиологов и нефрологов. Запреты на ночную продажу можно легко обойти. Так, популярная в Воронеже сеть киосков быстрого питания, владелец которой, кстати, недавно был переизбран в областную Думу, продаёт пиво круглые сутки. Настойки боярышника и прочие спиртовые снадобья свободно красуются на витринах табачных киосков, принадлежащих ещё одному депутату.
Жизнь показала, что советская система профилактики и реабилитации во многом была сломана зря. Когда-то на каждом крупном заводе работал врач-нарколог, на небольших предприятиях были фельдшерские наркологические пункты. Пьяниц не выбрасывали на улицу, а старались образумить и вылечить. Но в 1994 г. были закрыты лечебно–трудовые профилактории. Благо, сегодня врачи–наркологи снова начинают налаживать отношения с руководителями предприятий.
Кто рискует?
И всё–таки: почему люди продолжают пить? Как отмечают специалисты, причины алкоголизма науке неизвестны. Зато вполне понятны факторы риска: генетические, социальные и личностные. Так, если в семье – один или несколько пьющих людей, опасность заболеть очень велика. Велика, но не фатальна: множество людей, которые имеют все причины для опасений, не становятся зависимыми. Всё же сила воли имеет значение.
«С чего начинается алкоголизм?! – спрашивает Александр Орлов. – Многие ответят: когда человек впадает в запой, мучается, пропускает работу и т.п. На самом деле, гораздо раньше: когда молодой и крепкий мужчина приходит домой «на автопилоте». Утром он, почистив зубы, приняв душ, выпив кофе и, может быть, аспирин, идёт на работу. И всё, вроде бы, хорошо. Но это уже первый звонок. Начало формирования зависимости. Растёт толерантность, теряется чувство контроля над количеством выпитого. Потом появляется очень интересный симптом – палимпсест: утром вы не помните, что происходило за праздничным столом. А дальше количество переходит в качество, происходит первый запой. У кого–то зависимость формируется годы, у кого–то – десятилетия. Каждый по–своему устойчив».
Сейчас наркологи бьют тревогу: после долгого перерыва к нам вернулась беда 90–х – детский алкоголизм.
«Я смотрю на сегодняшних детей – какое колоссальное напряжение! Без помощи родителей они не справляются с домашним заданием! – поражается главный нарколог. – Я выглядываю на спортивную площадку в своём дворе – дети даже в воскресенье там не играют. Наверное, некогда. Кстати, перевод населения на лёгкие спиртные напитки способствует проникновению алкоголизма и в детскую среду».
И всё же у экспертов есть надежда на то, что молодые воронежцы будут трезветь. Образ подтянутого «турникмэна» в сознании школьников успешно вытесняет стереотип разгильдяя с сигаретой. И молодым людям есть на кого равняться. Если когда–то ни одна сделка не совершалась без рюмки, то сегодня помятая физиономия уже не котируется среди успешных людей.
Смотрите также:
- Крик о помощи. Врач-психиатр о том, зачем люди решают свести счёты с жизнью →
- Проблема, о которой забывать нельзя →
- Кто излечит от похмелья? →