В механизмах отъёма средств, практикуемых воронежскими коммунальщиками, нет предела совершенству. Главное - побольше дерзости и уверенности в собственной безнаказанности. Тем более что контролирующие органы не способны - а часто и просто не хотят - навести здесь порядок.
За ширмой
По данным сайта налоговой службы, ТСЖ не ведёт финансово-хозяйственную деятельность, и бухгалтерский баланс у него нулевой. Тем не менее, именно ТСЖ «Новый дом» в коммунальных квитанциях значилось как получатель платежа.
«Мы не можем понять, куда 10 лет уходили деньги», - говорит Марина Андреева, жилец дома.
Интересно, что ещё недавно ТСЖ управляло тремя многоэтажками, разбросанными по Воронежу по адресам: ул. Домостроителей, 14а, ул. Плехановская, 30 и ул. Кривошеина, 72. При этом председатель ТСЖ Марина Сафонова не живёт и не владеет собственностью ни в одной из этих домов, хотя, согласно жилищному законодательству, председателем может быть только один из собственников. Объединять несколько домов ТСЖ имеет право, только если все они стоят на одном участке и связаны общими коммуникациями.
С 1 июля 2016 г. товарищества собственников, которые по своей структуре не отвечают жилищному кодексу, должны быть реорганизованы. И ТСЖ «Новый дом» активно начало сдавать дела… Кому бы вы думали? - Правильно, УК «Дом-сервис».
С июня УК стала слать платёжки в дом на ул. Домостроителей и даже принимать на свой расчётный счёт платежи за капремонт. Жильцы возмутились: их без общего собрания передали другой управляющей организации. Но ГЖИ нарушений не нашла. Оказывается, ТСЖ заключила с УК договор на сопровождение деятельности, по которому может печатать квитанции и собирать платежи.
Проверку не прошли
Зато в дом на ул. Плехановской УК «Дом-сервис» посылать платёжки почему-то побоялась. Вместо этого ТСЖ предложило жильцам самим изменить форму управления и проголосовать за родственную фирму на общем собрании. Но заподозрившие подвох жильцы решили не идти на поводу и сперва проверить работу ТСЖ.
Как и следовало ожидать, составленная из активных жильцов комиссия нашла много интересного. Так, у ТСЖ нет ни членов правления, ни ревизионной комиссии - есть только один председатель. Не отчитываясь ни перед кем, она самостоятельно устанавливает стоимость работ - в т.ч. и тех, что выполняет УК «Дом-сервис», - заключает договоры, подписывает акты и шлёт распорядительные письма в ЕПСС о списании средств с лицевого счёта дома.
А средства есть: проверка показала, что собственники регулярно переплачивали за жилищные услуги. Так, за 3,5 года 193 тыс. 990 руб. ТСЖ сэкономила на обслуживании лифтов, 275 тыс. 560 руб. - на вывозе мусора и столько же - на охране.
Как же расходуются эти деньги? Например, без дефектовок и рассчитанных по правилам смет были заключены договоры с фирмой «Монолит» - та установила отливы на парапетах входных групп в подвалы, отремонтировала фасад и выложила плиткой отмостку с тыльной стороны дома (по мнению жильцов, вполне можно было обойтись асфальтом). Комиссия попросила ДЕЗ (дирекция единого заказчика. - Ред.) рассчитать смету работ - переплата составила около 130 тыс. рублей.
К оплате ресурсов тоже возникли вопросы. Так, по расчётам комиссии, в прошлом отопительном сезоне дом потребил 660 г/кал тепла - на 170-200 г/кал больше, чем требовалось. И это при том, что дом оборудован устройством регулировки подачи теплоносителя. Получается, жильцы переплатили около 300 тыс. рублей.
Штрафы нипочём
Впрочем, упомянутым фирмам далеко по размаху до ТСЖ «Полёт-Северный», которое объединяет 13 тоже разбросанных по микрорайону многоэтажек, а ещё в три продолжает слать платёжки. В 2010 г. ТСЖ заключило договор с УК «Полёт-Северный», которая и взяла на себя фактическое управление домами. Обе организации разместились в помещении на ул. Лизюкова, 9, причём незаконно - без решения собрания собственников дома. Выселить их не удалось даже после представления районной прокуратуры.
О том, как ТСЖ и УК обслуживают многоэтажки, красноречиво говорят результаты проверок. Так, в феврале 2015 г. ГЖИ выяснила, что в доме № 9 на ул. Лизюкова неисправна электропроводка, в окнах подъездов не хватает стёкол, разбиты двери, разрушаются козырьки и отмостка.
В декабре 2015 г. прокуратура и Ростехнадзор обнаружили, что в четырёх многоэтажках по ул. Лизюкова, Хользунова и 60-й Армии грубо нарушен регламент безопасности лифтов. Арбитражный суд оштрафовал УК на 50 тыс. рублей. Фирма тут же сориентировалась и выставила жильцам домов целевой сбор на освидетельствование лифтов, при этом указав, что сбор начислен по требованиям прокуратуры.
Неудивительно, что дома № 9, 38 и 23 по ул. Лизюкова решили выйти из-под опеки необычного ТСЖ и выбрали другие управляющие организации. Между тем УК «Полёт-Северный» продолжает слать платёжки, не обращая внимания на представления ГЖИ, прокуратуры, а также решения суда. При этом УК - на пороге банкротства: весной налоговая служба направила заявление в арбитражный суд.
Кстати, чтение бумаг, связанных с деятельностью УК «Полёт-Северный», открывает много интересного. Так, в разных документах указаны три разных ИНН, а в роли директора выступают то Ишмуратов Марат Михайлович, то Ишмуратов Александр Маратович.
В ближайшее время познакомиться с работой ТСЖ и УК предстоит полиции. Впрочем, как показывает практика, даже уголовные дела в ЖКХ обычно заканчиваются для подобных фигурантов лёгким испугом. Пример небезызвестного Михаила Палютина - тому подтверждение.
В чём хитрость?
Светлана Кравцова, глава городского отделения организации «Жилищный контроль»:
- Председателем ТСЖ может быть только один из собственников дома. Жильцы дома по ул. Домостроителей опротестовали через суд право несобственника занимать должность председателя. Он не имел права подписывать договоры, и признать подписанное можно ничтожным. Кроме того, председатель не должен занимать руководящие должности в организациях, с которыми ТСЖ заключает договор. В случае с ТСЖ «Новый дом» ГЖИ не могла не увидеть таких нарушений.
В то же время УК «Дом-сервис» имеет право использовать свой счёт для приёма платежей, ведь никто не опротестовал этот договор сопровождения деятельности. Фактически этим соглашением был заключён договор управления. Хитрость в чём? Ответственным за всё, что происходит с домом, остаётся ТСЖ. А УК ни за что не отвечает.
Для чего нужен бардак?
Фёдор Ковалёв, специалист-коммунальщик:
- Я просто поражаюсь: все госструктуры завалены письмами о бесчинствах в ЖКХ. Жалоб на другие темы - от силы 20%. Всё остальное - коммуналка. В итоге целые отделы занимаются отписками. Но для чего? Почему не наводится порядок? Да потому что выгодно держать людей в постоянных заботах о ЖКХ, чтобы отвлечь их от остальных проблем. Ведь у нас уже 30 млн - за чертой бедности. Пусть они возятся в дерьме, которое заливает подвал. И этим пользуются партийные болтуны - кто только не кричал о ЖКХ перед выборами. А теперь избрались и делать ничего не будут!
Но ведь так и до бунтов недалеко! И из-за чего?! Из-за ЖКХ, в котором можно элементарно навести порядок! Если бы контролирующие органы одного убрали с рынка через суд, другого, то дело бы сдвинулось с мёртвой точки... Вновь пришедший уже бы задумался: так же ему работать или по-другому. Ведь во всех этих воровских схемах всё просто, никто не изобрёл ничего нового. Просто участники афер периодически меняются.
Механизм работает
Андрей Костянов, заместитель исполнительного директора центра «ЖКХ-контроль»:
- Большинство ТСЖ работают через УК, это разрешено законом. Ведь у ТСЖ, как правило, нет необходимых ресурсов и специалистов. Иногда заключается договор управления, иногда договор на выполнение каких-то конкретных услуг - форм очень много. Злоупотребления тоже бывают. Если вы платите, а работы не выполняются, собирайтесь и большинством голосов меняйте способ управления домом. Кроме того, общее собрание может сменить председателя ТСЖ или перезаключить те или иные договоры. ТСЖ и создаётся для того, чтобы более эффективно распределять средства, собранные на содержание и текущий ремонт.
Разумеется, любые платежи собственников должны быть использованы целевым образом. Потратить их куда-то ещё нельзя. На этот счёт есть и решение высшего арбитражного суда.
По законам криминала
Владимир Киреев, политолог:
- Фактически сам коммунальный бизнес стал криминальным. Ведь основные прибыли приносит не проституция, наркоторговля и вымогательство, а управление домами, вывоз мусора, поставка воды, тепла, электроэнергии. Это огромные деньги, и хорошо, если несколько процентов из них идут на ремонт жилья и сопутствующей инфраструктуры.
А всё почему? Законодательство не содержит эффективных механизмов контроля компаний, работающих в ЖКХ. Вот и стала коммуналка источником дохода для мафиозных кланов, а также для местных и региональных администраций. Да, есть УК, которые работают эффективно, но это скорее исключение.
Решить вопрос можно только политически. Сам рынок не отрегулирует ситуацию. Перейти из одной компании в другую очень сложно, авторитетного рейтинга этих УК нет, их деятельность непрозрачна. В итоге собственники получают такую же неэффективную компанию, которая так же занимается грабежом. Необходимо обновить законодательство, установить жёсткий контроль, вести учёт эффективных и неэффективных компаний. Сделать это может только власть, ориентированная на стабильность и удовлетворение потребностей граждан. Действующие элиты должны понять: у власти они могут остаться, только если научатся играть по новым правилам. Ведь коммунальное хозяйство может стать значимым фактором дестабилизации в стране.
Смотрите также:
- Услуги или обдираловка? О коммунальном бардаке и «самообороне» жильцов →
- В чужой карман. Воронежцы рискуют остаться без сбережений на капремонт →
- В Орле не исполняют федеральный закон →