Рассказ Андрея Платонова «Фро» - одно из наиболее излюбленных произведений автора среди театральных режиссеров. Ни один Платоновский фестиваль не обходится без этой трогательной истории любви двух главных героев Фроси и Федора.
Громкая премьера
«Фро» Брестского театра кукол, поставленный режиссером Руслан Кудашовым, – это совсем другой спектакль, непохожий на все остальные версии самого популярного рассказа Платонова. Кстати, с творчеством Кудашова зрители Платоновфеста уже встречались два года назад. Тогда он привозил латвийскую постановку все той же «Фро».
«Как признается сам Руслан Кудашов, это произведение ему очень близко, - рассказала артистка Брестского театра кукол Елена Поляшенко. – И когда мы, актеры, вычитывали «Фро», мы влюблялись в каждое слово Андрея Платонова. Во время работы над спектаклем мы открыли этого автора для себя с новой стороны. Более того, Платонов пишет картинками, а это очень важно для режиссера. Прочитывая рассказ, у него невольно выстраивается в голове спектакль».
«Кукольная» «Фро» в прошлом году стала лауреатом национальной белорусской премии, как «лучший спектакль театров кукол». А в этом году на сцене Воронежского кукольного театра прошла всероссийская премьера спектакля, собравшая в зале аншлаг.
«Люди не меняются»
Действие начинается на железнодорожном вокзале. В воздухе витают бумажные письма-самолетики. Одно из таких писем и стало предвестником разлуки молодой Фроси с мужем Федором, который должен уехать на Дальний Восток настраивать и пускать в работу таинственные электрические приборы. А Фро не может любить издалека, ей нужно, чтобы любимый был рядом ежесекундно. Федор мечтает изменить мир, трудиться на благо всего человечества, а Фро хочется своего маленького, пусть и «мещанского», личного счастья.
«Специфика театра кукол в том, что мы можем дополнить свои образы предметами, куклами. Мы не говорим огромные монологи, как в драме, а разыгрываем сюжет маленькими предложениями. С начала действия зритель постепенно входит в спектакль и уже совсем скоро перестает замечать, как его захватывают события», - отметила Елена Поляшенко.
Три маленькие куклы умело дополняют постановку. Так же как и стук колес поезда, раздвижные декорации, снующие прохожие, «танцующая» лопата и многие другие символы спектакля.
«Все герои в нашем спектакле – это люди из жизни. Фро, как и любая другая женщина, мечтает о своем личном счастье. Что касается мужчин, то тогда они строили коммунизм, а теперь бизнес. Ничего не меняется, по сути, со временем. Люди остаются те же», - сказала Елена Поляшенко.
«Если у женщины забрать работу, идею, то она окунется в семью, дом, детей. И, в итоге, она выберется из своего стрессового состояния. А мужчина – нет. Для него работа – это первая необходимость. И мы пришли к выводу, что Платонов об этом и пишет, что мы и попытались отразить в спектакле», - добавила актриса Лилия Верста.