«Само пройдёт». Онколог о том, почему люди перестали доверять медицине

«Утратили наши люди доверие к медицине - все знают, что практически невозможно получить бесплатную помощь, вот и не торопятся к доктору, надеясь, что само пройдёт», - считает Николай Огнерубов, врач-онколог, доктор медицинских наук, кандидат юридических наук.

   
   

В больницу - ни ногой?

- Николай Алексеевич, болеть, конечно, не любит никто, а наши люди ещё и тянут до последнего - лишь бы не идти в больницу. А если всё-таки идут, то стараются найти врача по рекомендации. Как вы думаете, откуда это недоверие к докто­рам?

- Это сложилось исторически, поскольку русские люди за медпомощью обращаются только когда им совсем плохо - наверное, особенность менталитета. За рубежом отношение к своему здоровью совсем другое - там при малейшем отклонении сразу же обращаются к врачу. Но есть и ещё одна причина затягивания - сложная экономическая ситуация. Утратили наши люди доверие к медицине - все знают, что практически невозможно получить бесплатную помощь, вот и не торопятся к доктору, надеясь, что «само пройдёт». Многие боятся, что в больнице их обдерут как липку. Однако существование платной медицины, к сожалению, не даёт гарантии качества оказании медицинской помощи.

Приведу простой пример из области онкологии. Сегодня практикующие врачи при диагностике рака всё чаще прибегают к онкомаркёрам. Сейчас это прямо панацея - каждому пациенту назначают минимум три маркёра, что, конечно же, стоит денег. Но на самом деле маркёры не имеют значения для диагностики. Они важны в процессе динамического наблюдения после проведённого лечения. Если через, скажем, два года после лечения количество онкомаркёров в организме возрастает, то это - признак возврата заболевания.

- Вы не только врач, но и юрист - занимаетесь профессиональными нарушениями в среде медработников. Часто приходится сталкиваться с врачебными ошибками?

- Сегодня врачебных ошибок масса - как в диагностике, так и в тактике лечения. В онкологии, например, есть даже целый раздел, посвящённый ошибкам в диагностике и лечении заболеваний. Часто ошибки - результат незнания основ онкологии. Но что удивительно, при всём при этом доктора уверены в своей правоте! Вопиющий случай, который произошёл у нас в Воронеже: девушка 23 лет страдала гинекологическим заболеванием. По поводу чего обратилась в одну из больниц города, где её прооперировали. После операции её стали преследовать боли. Она неоднократно обращалась к врачам, несколько раз делала УЗИ - ничего не нашли! Потом она, наконец, попала к хорошему специалисту, который обнаружил на снимке инородное тело - дренажную трубку. Её «забыли» там во время операции. Получается, что ни один врач УЗИ инородного тела не увидел!

   
   

- В чём причина таких ошибок?

- В первую очередь, в непрофессионализме! Ошибка как таковая имеет право на жизнь. Но ошибки ведь бывают разные: одно дело - неправомерное невиновное действие врача, причиняющее вред жизни и здоровью. И совсем другое - неправомерное виновное действие.

Увидимся в суде

- Как в случае ошибки врача обычно действует медицинское сообщество?

- У нас путь один - скрыть. Частота врачебных ошибок очень велика, но на официальной статистике это не отражается. Почему? Всё дело в том, что преступления медицинских работников носят латентный характер. Это самые коварные и опасные преступления. Пациент доверяет врачу свою жизнь, при этом он не знает, насколько подготовлен врач, и, конечно, сам больной не владеет специальными знаниями, чтобы понять, правильно действует врач или нет.

- Что делать пациенту и его родственникам, если всё же произошла врачебная ошибка?

- Обращаться в органы контроля за медицинской деятельностью или сразу в правоохранительные органы. Кстати, сейчас процент обращений растёт - пациенты становятся более грамотными с правовой точки зрения. И это хорошо.

- Что грозит врачу за ошибку, и часто ли докторов наказывают?

- Есть две формы преследования медработников: по гражданско-процессуальному кодексу - это материальная компенсация морального ущерба, и по уголовному, который предусматривает различные виды наказаний, в том числе лишение врачебной деятельности и даже лишение свободы. Но так как доказать сам факт врачебной ошибки очень сложно, наказывают докторов крайне редко.

Учиться - не лениться

- Вы сказали, что проблема в непрофессионализме. Выходит, плохо сейчас учат?

- Да, с обучением хватает проблем, и с годами ситуация становится только хуже. Доходит до смешного: студенты не ходят на занятия, а им всё равно ставят высокие баллы, потому что их мама или папа где-то занимают высокий пост. И куда это годится?! Я в этом плане принципиален - оценки ставлю только за знания.

Кроме того, важен и уровень преподавателя. Это касается, прежде всего, преподавания клинических дисциплин. Ведь только тот, у кого за плечами годы практики, может привить студентам профессиональные навыки и дать настоящие прочные знания.

- Не секрет, что значительная часть выпускников медицинских вузов не идёт работать по специальности. Как вы считаете, с чем это связано?

- Это неправильный выбор профессии. У меня были студенты в Воронеже, которые получали медобразование только потому, что так хотели их родители. Они открыто заявляли, что работать врачами не будут.

- Как вы оцениваете молодёжь, которая приходит в профессию сегодня? Встречаются ли такие, кто действительно «горит» медициной?

- К счастью, да. Всегда был и остаётся костяк умных студентов. К сожалению, их немного. Но именно они - будущее нашей медицины, наша смена и наша надежда.

Смотрите также: