Лёгкой переправы. Как строили и восстанавливали воронежские мосты

Мосты – неотъемлемая часть Воронежа, так как здесь протекала судоходная река Воронеж, на месте которой в 1971–1972 годах было создано Воронежское водохранилище. Сейчас, как известно, через него пролегают три моста. Самому молодому – Северному, построенному в 1986 году в честь 400–летия Воронежа, в этом году исполнилось 30 лет.

   
   

К истокам

Оказывается, первая переправа через реку Воронеж существовала в районе современной Адмиралтейской площади. В XVII веке царь Фёдор Иоаннович, сын Ивана Грозного, издавший указ о крепости Воронеж, отдал переправу Успенскому мужскому монастырю, который возник у самой реки. Тогда монастырям «для пропитания» передавали угодья и промыслы. Успенский монастырь и обслуживал эту переправу.

Во времена пребывания в Воронеже Петра Первого правый берег с Петровским островом, на котором возвели адмиралтейство, каменное трёхэтажное здание для хранения военного имущества – цейхгауз, парусный двор, дворец царя, соединяли деревянные мосты. 

– Сколько их было – неизвестно, – комментирует Размустов. – Но с одним из них связана история о Святителе Митрофане, который был приглашён во дворец Петром Первым, но отказался идти по мосту, украшенному по царскому приказанию статуями греческих богов и богинь. Святитель передал царю, что придёт лишь тогда, когда уберут идолов. По преданию, за ослушание царь пригрозил Митрофану смертной казнью. Святитель, готовясь к смерти, распорядился звонить во все колокола, созывая народ ко всенощной, чтобы совершить соборное моление о прощении грехов. Конфликт завершился примирением –  царь простил епископа и приказал убрать статуи, после чего тот явился во дворец поблагодарить государя.

Как появился Чернавский?

Фото: Commons.wikimedia.org

В мае 1748 года после страшного пожара, когда полностью выгорела прибрежная часть города, примыкавшая к Успенской церкви, Екатерина II утвердила  план новой застройки Воронежа. Главную улицу – Большую Дворянскую (проспект Революции) – следовало проложить близ  административных зданий между современным Петровским сквером и корпусом технологического университета.

– В это время непрочные деревянные мосты часто сносились половодьем, поэтому решено было возвести каменный мост, – продолжает историк.

   
   

– Первое упоминание о Чернавском мосте относится к 1768 году. А в 1786 году наместник Василий Чертков привлёк крестьян из 4 уездов Воронежской губернии, работавших в качестве штрафа за недоимки – рассказывает Размустов. – Был построен новый мост с разводными воротами, прочная и длинная дамба с 7 мостами для протока воды. Крестьяне завезли сюда огромное количество земли. Дамба существует до сих пор.

В 1788 году Чернавский мост значительно обновили, но в 1792 году он был уничтожен половодьем. И его не удавалось отреставривать до середины 1820–х годов. Тогда дамбу замостили камнем, построили мост на сваях – постоянный и относительно долговечный, хотя и его приходилось подновлять. В 1908–1909 годах воздвигли, наконец, капитальный, один из первых в России мостов из железобетона. Строительство вёл воронежский инженер Хрщонович.

Почему такое название – Чернавский? В позднем средневековье слова «чернь» и «чернолесье» широко употреблялись по отношению к дубравам, а там как раз находился дубовый лес. Мост построили у большого оврага «Чернавский лог», который был главным спуском к реке, и называли также Митрофановским, так как на нём располагалась часовня во имя святителя Митрофана, и Синельниковским – в честь губернатора.

– В июле 1942 года Чернавский мост и дамба стали стратегическими объектами, через них отступали советские войска, экстренно эвакуировалось из Воронежа население, – рассказывает Размустов. – Минёры, стоявшие на левом, незанятом фашистами берегу, вдруг увидели, как на спуске к мосту в облаке пыли показались грохочущие танки. Свои? Чужие? Дежурный подрывник, младший сержант Шарапов  доложил старшему начальнику о подходе к мосту танков, но ответа не дождался – связь не работала. До выхода танков на мост оставались секунды. И, не имея больше времени на раздумья, Шарапов не выдержал и крутанул ручку своей «адской» машины.

6 июля в 20 часов Чернавский мост, точнее два его пролёта, взлетел на воздух прямо перед идущей на него колонной танков, преградив им путь на левый берег. Но, как позже выяснилось, это были танки из состава советского 18–го ТК. Перебраться через реку они не смогли. Из–за общей паники в связи со стремительным приближением врага сержанта сделали «крайним». За уничтожение Чернавского моста младший сержант Шарапов был предан суду военного трибунала и расстрелян.

Новый Чернавский мост был введён в эксплуатацию 14 октября 1959 года. Но из–за создания Воронежского водохранилища опоры моста постепенно начали разрушаться. В 1989 году мост был признан аварийным. Реконструкция длилась 19 лет. И вот 24 октября 2009 года Чернавский мост был полностью открыт для движения. Машины могут ездить по нему по трём полосам в каждом направлении.

Самый южный – ВогрЭсовский

Фото: АиФ/ Андрей Ококроков

В начале XVII века служилые люди начали переселяться из крепости,  организовывая слободы. Стрельцы и казаки отселись на Чижовку. В то время существовала переправа через три рукава реки, которой управляли жители небольшого левобережного селения Монастырщенские выселки. Позже здесь был построен и просуществовал до 1920–х годов примитивный Купеческий мостик.

В 1931–34 годах на левом берегу начали активно строить промышленные объекты, и потому вместо Купеческого был возведён железобетонный мост. Он стал называться Вогрэсовский, так как выходил на районную электростанцию ВОГРЭС. Строили его заключенные сталинского ГУЛАГа. Одновременно сооружалась и правобережная дамба, расширенная в послевоенное время.

– В Великую Отечественную войну бои на Чижовском плацдарме вошли в историю сражения за Воронеж как образец мужества и героизма красноармейцев, – говорит Размустов. – Чижовка имела для фашистов важное стратегическое значение: с высокого правого берега хорошо была видна левобережная часть Воронежа, которую контролировала Красная Армия. Потому Вогрэсовский мост немцы разрушили сразу, как пришли в Воронеж. И основная трудность в наступлении заключалась в том, чтобы незаметно для противника перебросить на правый берег оружие и боевую технику. Переправлять их на плотах и лодках – долго и опасно, строить новый мост – бесполезно, так как его быстро бы разбила вражеская артиллерия и авиация. Выход инженеры нашли в создании переправы, которая бы скрывалась под водой.

Ночью бойцы укладывали на дно реки обломки железобетонных конструкций, кирпич, булыжник, которыми изобиловала территория ВОГРЭСа. Когда работу закончили, армия получила надёжную связь между берегами: бетонно–кирпично–каменное дно под полуметровым слоем воды с воздуха не увидишь, с немецких позиций –  тем более. В ночь на 12 августа на правый берег пошли советские танки, пушки, грузовики и повозки. Скопление значительных сил на плацдарме оказалось для противника неожиданным. Именно с Чижовки был нанесён один из главных ударов по вражеским войскам при освобождении города. Началась крупная Воронежско–Касторненская наступательная операция.

Двухъярусный Северный

Фото: АиФ

Этот мост, построенный в 1986 году, самый молодой. Запуск трамвайного движения по Северному мосту состоялся раньше, чем автомобильного.  Уже с декабря 1985 года верхний ярус моста использовался для городского трамвая, а в январе 2008 года был выведен из эксплуатации в связи с аварийным состоянием трамвайных вагонов.

Согласно генеральному плану города, принятому в 2008 году, предполагалось  использовать верхний ярус для запуска лёгкого метро. Но дорожка на верхнем ярусе моста, которая длительное время не ремонтировалась, пришла в негодность