Ограничены и права. Для инвалидов не работает закон по трудоустройству

«В прошлом году я с пятью людьми с инвалидностью прошёл по 5-7 собеседований. Работодатели не приняли их на работу, прикрываясь множеством причин. Хотя среди них были программисты, бухгалтеры, люди с опытом административной работы», — поделился Андрей Воронин, сотрудник одного из ресурсных центров.

   
   

И такое отношение — типично. Так что же нужно предпринять в регионе, чтобы, наконец, соблюдались права людей с ограниченными возможностями?

Брать обязаны, но…

Закон от 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязывает работодателей создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. Любое предприятие, где работает более 35 человек, должно заявить о квотах для приёма инвалидов. В среднем это 3% рабочих мест от численности коллектива.

По данным базы вакансий «Работа в России», на начало апреля в Воронежской области было открыто более 1 тыс. 200 квотируемых рабочих мест для инвалидов, из них в Воронеже — 882 вакансии. Есть также дополнительно 200 мест, на которые работодатель заявил желание взять человека с ограниченными возможностями здоровья. Однако в то же время, по данным регионального департамента труда и занятости населения, в регионе проживают более 64 тыс. инвалидов трудоспособного возраста, из них 47 тыс. 860 человек нигде не работают.

Причины разные. Обычно, когда приходит потенциальный работник-инвалид, работодатель под тем или иным предлогом отказывает ему.

— В прошлом году я с пятью людьми с инвалидностью прошёл по 5-7 собеседований. Работодатели не приняли их на работу, прикрываясь множеством причин. Хотя среди них были программисты, бухгалтеры, люди с опытом административной работы, — рассказал Андрей Воронин, сотрудник одного из ресурсных центров.

   
   

— К сожалению, работодатели сейчас не видят преимуществ для себя, чтобы взять инвалида, — считает Александр Попов, руководитель учебно-ресурсного центра «Доступная среда». — Раньше для таких работодателей были предусмотрены льготы в сфере налогообложения. С 2015 года их отменили. Теперь за инвалида нужно платить столько же, сколько за обычного сотрудника. И если в прошлые годы были субсидии хотя бы на создание рабочего места для человека с инвалидностью — около 70 тыс. рублей, то в этом году их тоже полностью отменят. Правда, в некоторых случаях предусмотрена небольшая компенсация по заработной плате — и то в течение полугода. В общем, совсем ни о чём. Нет постоянной целенаправленной поддержки от государства, и это плохо.

Нужны спецпредприятия

Вторая причина — выбор вакансий. В службе занятости инвалидам предлагают только те рабочие места, которые специально для них обозначил работодатель. Поиск работы у инвалидов значительно уже. Например, на портале «Работа в России» есть вакансии уборщика производственных и служебных помещений, дворника, кладовщика, рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, а также кассира, грузчика, администратора в садоводческую компанию, электромонтёра по эксплуатацию электросчётчиков и др. Согласитесь, далеко не для каждого соискателя с инвалидностью подойдут такие предложения.

В советское время для инвалидов создавали специализированные предприятия, где практически каждый человек с ограниченными возможностями мог почувствовать себя нужным и немного заработать. В Воронеже, например, успешно работал «Импульс», куда трудоустраивали слепых. Сейчас это предприятие как-бы «застряло» в начале 90-х — на допотопном оборудовании невозможно выпускать конкурентоспособную продукцию. В итоге — огромные долги, около сотни рабочих вынуждены существовать на пенсию по инвалидности. Без муниципального заказа здесь не обойтись. Хотя бы для рывка.

Но, согласно данным Росстата, количество трудоустроенных по квотам инвалидов в России неуклонно снижается: так, если в 2008 году их было 8 тыс. 806 человек, в 2010-м — 4 тыс. 869, а в 2016-м — всего 3 тыс. 743 человека. И сколько среди них действительно работающих?

Фиктивный приём на работу людей с инвалидностью в нашем регионе, увы, не редкость. Так, недавно воронежский предприниматель, по сообщению городской прокуратуры, взял у Центра занятости населения почти 140 тыс. рублей на трудоустройство инвалидов, а на работу никого не принял. Другой предприниматель-мошенник сэкономил почти

25 тыс. рублей на оборудовании рабочего места для инвалида. И это только те случаи, которые дошли до правоохранителей.

Сайт поможет

— Ещё одна проблема связана с низкой мотивацией к труду самих инвалидов, — продолжает Александр Попов. — К сожалению, часто бывает, что люди с инвалидностью просто не хотят двигаться, не верят, что могут приносить пользу себе, семье, обществу. Конечно, иногда недуг очень тяжёлый. Но есть примеры, когда из частей тела работает только голова, и такие люди умудряются трудиться! Вспомним хотя бы Романа Аранина из Калининграда, который строит завод по производству колясок и подъёмников, и он как раз такой!

Пассивному отношению к жизни есть разные объяснения. Например — человек закрыт в четырёх стенах из-за того, что у него нет элементарной возможности просто выйти из дома.

— Или представьте, разговариваем с вами, вы видите и слышите собеседника, и вдруг — выключился свет. Что вы будете делать? Это навсегда. Шок, неприятие, апатия, потом стадия принятия и лишь потом вы начинаете что-то делать. На это уйдёт 5-6 лет, поэтому нужно, чтобы специалисты помогли быстрее адаптироваться к новым обстоятельствам жизни, помогли разобраться, что человек может делать, научили писать резюме, грамотно представлять себя работодателям, — считает Александр Попов.

И ещё факт: работодатели не знают, где найти такого человека, приняв которого, можно было бы не просто закрыть необходимость в квотируемом месте, но и обрести достойного сотрудника. Сделать это только по предоставленному списку из центра занятости практически невозможно, потому они нередко просто игнорируют эту группу работников.

Поэтому активисты ресурсного центра «Доступная среда» создают сайт для ищущих работу людей с инвалидностью — с резюме и видеопрезентацией, чтобы работодатель мог увидеть, насколько соискатель коммуникабелен, стрессо­устойчив, и подходит ли он ему. В списке желающих работать — уже около 400 человек.

Такие же люди 

Евгения Трофимова, специалист по работе с инвалидами:

— Люди, имеющие инвалидность, зачастую внешне не отличаются от нас, здоровых. Недавно обращалась с просьбой в трудоустройстве слабослышащая девушка — у неё несколько образований, солидный опыт работы, она свободно разговаривала со мной, а потом вдруг попросила меня не закрывать лицо. Как я была удивлена, когда она сказала, что читает по губам! Она была бы ценным, конкурентным сотрудником, но вынуждена долго искать работу.

К сожалению, наше общество хоть и готово помогать людям с инвалидностью, но предоставлять им равные права — нет. Но отношение к этому меняется благодаря активности неправительственных организаций, которые возглавляют те же люди с инвалидностью, горящие желанием помочь другим. Так, в рамках проекта «Путь к карьере», в котором морально готовили соискателей к работе в коллективе, а работодателей — к приёму людей с инвалидностью, многие наши ребята получили направление на стажировку. Это — практически работа!

Деньги за идею

Как сообщили в департаменте труда и занятости населения, в рамках госпрограммы «Социальная поддержка граждан» финансами помогут некоммерческим организациям, реализующим проекты по трудоустройству инвалидов. Так, в 2016 году за счёт областного бюджета Воронежская городская общественная организация инвалидов и родителей детей-инвалидов с ДЦП «Надежда» оборудовала учебно-трудовую швейную мастерскую, куда устроились на работу семь инвалидов с ДЦП. 
В течение последних пяти лет через службу занятости ежегодно ищут работу более 2 тыс. инвалидов. Так, в прошлом году сюда обратились 2 тыс. 212 граждан, были трудоустроены 1 тыс. 204 чел., 
1 тыс. 343 соискателя получили профессиональную ориентацию, 324 безработным оказали психологическую поддержку, 117 чел. получили услуги по социальной адаптации и 67 инвалидов направили на профессиональное обучение.