От волшебного фонаря к мультикам. Как ученые веками придумывали анимацию

Без изобретений средневековых ученых мы бы никогда не увидели очаровательного советского Винни-Пуха на экранах. © / Кадр из фильма

Изобретателем анимации считают французского преподавателя естественных наук Эмиля Рейно. Но ни Том и Джери, ни Винни-Пух никогда не ожили бы на телеэкранах, если бы не средневековые ученые, заинтересовавшиеся искусством света и тени. Историю возникновения анимации от научных трактатов 16 века к игрушкам 19-го и мультфильмам 21-го рассказал нам автор проекта «Анимоптикум» Федор Михайлов.

   
   
Федор Михайлов изучает оптические игрушки и с удовольствием рассказывает о них. Фото: АиФ

Натуральная магия и волшебный фонарь

«Подобает ли ученому заниматься магией?» Такой вопрос первым прозвучал на лекции об анимации, прошедшей в Воронеже в рамках Большого фестиваля мультфильмов.

Это сегодня наука и волшебство представляются чем-то диаметрально противоположным. А в 16-17 веках ученые не брезговали занятиями «натуральной магией». Так, монах-иезуит  Афанасий Кирхер время от времени развлекал монархов «шоу с привидениями» с помощью волшебного фонаря, изобретенного ученым Христианом Гюйгенсом.

«Сейчас мы привыкли, что картинки оживают где угодно. Волшебный фонарь – это первое в мире устройство, которое могло создавать нематериальные картинки. До этого все изображения – картины, гравюры, рисунки - имели материальный субстрат. А волшебный фонарь – это старинный прототип проекторов», - рассказал Федор Михайлов.

Волшебный фонарь 19 века из личной коллекции Федора Михайлова. Фото: Фото с сайта/ https://animopticum.com/

Волшебный фонарь работал так: свет от любого источника проходил через линзу или систему линз, которые увеличивали изображение на прозрачном слайде и проецировали его на любой плоскости. Особенно эффектно спроецированные изображения смотрелись на клубах дыма. Физик Этьен Робертсон в конце 18 века с помощью волшебного фонаря устраивал ужасающие фантасмагории с призраками в заброшенных церквях и темных часовнях.

Это и называлось «натуральной магией». Вам нужно было быть ученым, чтобы понимать, как вызвать нетоксичный стойкий дым, как сфокусировать на нем изображение. Волшебный фонарь набирал популярность и, в конце концов, в 19 веке превратился в детскую игрушку.

Научные игрушки

Оказывается, те легкомысленные вещицы, которые мы сегодня считаем игрушками, вышли из серьезных научных изобретений. Например, калейдоскоп.

   
   

«Знаете, почему он назван таким чудным словом? – спрашивает Федор Михайлов и сам же отвечает. - Потому что с незапамятных времен ученые очень любят давать всему замысловатые имена, которые имеют либо латинское, либо греческое происхождение. Слово «калейдоскоп» буквально переводится, как «смотреть красивое зрелище».

Калейдоскоп Брюстера из личной коллекции Федора Михайлова. Фото: Фото с сайта/ https://animopticum.com/

Калейдоскоп был случайно изобретен в 1814 году ученым-физиком Дэвидом Брюстером, когда тот экспериментировал с поляризацией света. Его устройство знакомо каждому ребенку, который в детстве смотрел сквозь щелочку на загадочные стеклянные разноцветные миры внутри «подзорной трубы». Брюстер запатентовал калейдоскопы и пустил их в производство. Так ученый сделал первую в мире тиражную игрушку, дав начало индустрии Барби и Лего. Широкое распространение позволило новым поколениям приобщаться к науке не через скучные лекции, а через разбор– а чаще всего разламывание – калейдоскопов.

Непосредственным предшественником анимации считается тауматроп. Это знаменитая круглая картинка с птичкой и клеткой. Крутишь картонку, и две картинки на разных ее сторонах соединяются в одну.

Тауматроп в действии. Фото: wikipedia.org

Это обыкновенное чудо происходит потому, что наше зрение недостаточно быстро воспринимает движение вокруг. И мы в сознании одновременно воспринимаем обе стороны. Принцип слияния двух кадров в один лежит в основе анимации. А создал тауматроп и наладил его производство в 1826 году доктор Джон Пэрис, и через пару лет написал книгу для детей, в которой сложные научные знания предлагалось осваивать через весёлые игры и игрушки.

В 19 веке самой популярной детской игрушкой стал зоетроп – изобретение, создающее иллюзию ожившего изображения.

Крутишь барабан - и изображении внутри двигается. Фото: wikipedia.org

Он представляет собой цилиндр с вертикальными прорезями, через которые во время вращения можно видеть оживающие картинки. Первый раз прибор изобрёл в 1834 году английский математик Уильям Джорж Хорнер, назвал его дедалеумом в честь древнего ученого Дедала, но настоящую популярность игрушка приобрела, когда ее «переизобрели» в Америке и пустили в массовое производство.  

Революция Рейно

Путь аниматора Эмиля Рейно к созданию мультфильмов начался как раз с зоетропа. Он начал с того, что поместил в центр барабана зеркала, которые отражали движущиеся картинки.  Свое изобретение Рейно назвал праксиноскоп (от греч. «наблюдение действия»). Благодаря этому картинку можно было видеть уже не через щелочки, а в четком и светлом отражении.  

Так выглядел праксиноскоп Эмиля Рейно. Фото: wikipedia.org

Затем Рейно заменил маленькую ленту, которую помещали внутрь барабана,  огромной - с сотнями прозрачных слайдов. Он использовал волшебный фонарь, чтобы проецировать кадры на экран перед огромной аудиторией. И в 1892 году Эмиль Рейно уже показывал перед огромной аудиторией за деньги сюжетные мультфильмы. До кино ему не хватило одного шага – подобия камеры обскура со светочувствительной пленкой, которая позволяла бы фиксировать реальность.

В конце 19 века Эмиль Рейно поразил широкие массы своими первыми мультфильмами. Фото: wikipedia.org

Через несколько лет после премьеры рисованного мультфильма публике показали и первый кукольный. Джеймс Стюарт Блэктон и Альберт Смит фильм «Цирк лилипутов», в котором использовали деревянные игрушки.

Когда Рауль Барра открыл перфорированный целлулоид, который позволил зафиксировать лист с рисунком при помощи штифтов, стали появляться действительно шедевры пионерской мультипликации. А уже в 1928 год Уолт Дисней создал Микки Мауса и выпустил первый звуковой мультфильм «Пароходик Вилли». В 20 веке мультипликация развивалась стремительно - впрочем, вместе с кинематографом. Появился Союзмультфильм, принесший миру Чебурашку, затем аниме, полнометражные мультфильмы и, наконец, компьютерная анимация.