Сложные перипетии и необычный сюжет. Драмтеатр поставит спектакль «Ракушка»

В преддверии премьеры спектакля «Ракушка» по комедии Кальдерона «Молчание – золото» художественный руководитель Воронежского драматического театра им. А. Кольцова Владимир  Петров и актеры рассказали о работе над постановкой и ее актуальности в наши дни. Премьерный показ спектакля «Ракушка» состоится 29 ноября.

   
   
Фото: Департамент культуры и архивного дела Воронежской области

«Выходы оказываются новой западней»

Педро Кальдерон де ла Барка – знаменитый драматург «золотого века» испанской литературы. Его пьесы считаются одним из высших достижений литературы начала XVII века. Кальдерон был монахом, именно поэтому в его произведениях - углубленная психологичность и проблематика. Кстати, к концу жизни автор перестал писать пьесы и посвятил себя полностью богоугодным делам.

«Пьеса «Молчание – золото» малоизвестная. Ее ставили всего лишь один раз. В театре драмы Кальдерона вообще никогда не ставили, - рассказал режиссер Владимир Петров. – Несмотря на то, что это комедия, спектакль рассказывает о сложных взаимоотношениях мужчины и женщины, упорной борьбе за собственное мнение. В основе – сложные перипетии и очень необычный и динамичный сюжет. В спектакле существует безусловная связь с сегодняшним днем – мы говорим о женском достоинстве, чести, мужских желаниях и даже о харассменте. Конечно, сейчас понятие чести стоит не так остро. Но это выбор каждого – принять судьбу и пойти дальше или попытаться восстановить свою честь. Герои вынуждены искать выходы из сложившихся ситуаций. Выходы оказываются новой западней. В этих непростых условиях герои пытаются сохранить честь и достоинство».

Режиссер принял решение оставить стихотворную форму повествования, что, по его словам, стало серьезным испытанием. «Нужно было сохранить форму, но при этом не превратить спектакль в читку стихов», - объяснил Владимир Петров. Оригинальную версию пришлось сократить:

«Для зрителя того времени было необходимо сделать несколько повторов, объяснить мотивацию своих поступков. Сегодня мы не можем ставить спектакль, который длится около пяти часов. Пьеса очень большая, поэтому пришлось сделать ряд сокращений. При этом мы сохраняем стих и рифму».

Фото: Департамент культуры и архивного дела Воронежской области

Предмет борьбы, улика и катастрофа

Владимир Петров объяснил, почему спектакль носит не оригинальное название. По его словам, ракушка или морской гребешок неожиданно срабатывает неоднократно в течение всего спектакля:

   
   

«Ракушка – это и предмет борьбы, и улика, и катастрофа. Кроме того захотелось изменить этот посыл «Молчание – золото». Ведь для людей, которые идут в театр, это спорный вопрос. Здесь есть, что обсудить. Ведь, как сказал один драматург, пьесы со счастливым финалом вызывают подозрение. Здесь ситуация очень острая и необычная. Хочется выяснить у зрителя, а какое решение примет он?»

Работа с пьесой дается непросто и задействованным в ней артистам. Как объяснил актер Александр Рубан, артисты драмтеатра пока находятся в поиске:

«Я думаю, что мы не закончим творческие поиски и после премьеры спектакля. Ведь Кальдерон – это не привычные нам Чехов или Горький. Это автор с совершенно другим огнем в крови. Поэтому мы всем актерским составом пока еще решаем поставленную перед нами загадку. Это заинтересовывает и заставляет еще глубже погрузиться в материал».

Звон клинков и оригинальная музыка

Отдельно на пресс-конференции было сказано об особенностях сценографии, костюмах и музыкальном сопровождении спектакля.

«Благодаря поддержке Министерства культуры Российской Федерации, — сказал Владимир Петров, — мы имели возможность при работе над этой постановкой пригласить известного художника по костюмам, художника-сценографа и композитора. Музыка была создана специально для спектакля композитором Петром Киселёвым, который ранее работал над музыкальным сопровождением к постановке «Арест».

В постановке зрители увидят много пластических элементов, а в одной из финальных сцен – сражение на шпагах.

«Когда слышишь на сцене звон клинков, это всегда вызывает, во-первых, уважение, во-вторых, интерес», — отметил актер Игорь Болдышев.