Спектакль-клоунада. Как 360 лампочек зажглись на воронежской сцене

Фаина Мания / АиФ

2 июня, в день открытия Платоновского фестиваля искусств-2016, впервые на российской сцене швейцарская компания Финци Паска представила свой камерный спектакль-клоунаду «Белое на белом». История строится вокруг двух персонажей – артистки и рабочего сцены – и незаметно увлекает публику в сюрреалистическую вселенную и область воспоминаний. Что это – повествование о любви или необычное шоу? Перед спектаклем корреспондент «АиФ-Черноземье» пообщался с главными актерами постановки, бразильской актрисой Эленой Биттенкорт и голландским клоуном Гусом Меусэн, и попытался найти ответы на этот и многие другие вопросы.

   
   
Фото: АиФ/ Фаина Мания

- В спектакле задействованы представители разных национальностей. Сложно ли налаживать такое межкультурное сотрудничество?

Гус Меусэн: Наша театральная компания сама по себе организована так, что в ней работают представители разных культур. И мы это воспринимаем, как нашу сильную сторону. Каждый вносит в постановки элементы своей культуры. Еще очень интересно проследить за нашим произношением текста. Предположим, материал на английском может достаться актеру из Бразилии. И этот процесс произношения иностранного текст – очень интересный момент коммуникации.

- Ваш режиссер называет технику, в которой поставлен спектакль «театром ласки». Что это значит?

Элена Биттенкорт: «Театр нежного прикосновения» или «театр ласки» - это техника, основанная на большом количестве микротехник, которые были созданы за все эти годы работы театральной компании. Это связано с определенным ритмом работы со словом, движением и определенного рода легкостью. На сцене работают актеры разных театральных специализаций: и акробаты, и музыканты, и актеры в традиционном смысле этого слова. И все это вместе взятое как раз и называется «театром ласки».

   
   

- В спектакле доминирует белый цвет. Что он символизирует?

Элена Биттенкорт: Это метафора того, что происходит с актером на сцене, где он каждый раз пишет «белое на белом». При этом он видит свою работу, а потом все каждый раз исчезает. Для меня белый - это мир, свет или, например, такие детали, как стакан молока, который мне давала моя бабушка.

Гус Меусэн: Этот цвет связан с воспоминаниями, маленькими деталями, о которых мы  всегда помним. Тот же стакан молока, маленький белый платочек или белая тарелка…

Фото: АиФ/ Фаина Мания

- В постановке задействовано огромное количество лампочек. Сколько всего их?

Гус Меусэн: 360 маленьких лампочек. Представляете, к ним еще прилагается 7 км кабеля! И каждый раз, когда мы путешествуем с компанией, выступать приходится на разных сценах. Лампочки меняют свое положение, и нам приходится быть очень гибкими и ориентироваться постоянно в новой среде.

- Какое место в спектакле занимает клоунада?

Элена Биттенкорт: Мы все работали в цирке, с традиционной клоунадой, но в данном случае мы воспринимаем клоуна не как человека, который заставляет нас смеяться. Он рассказывает о человеческой хрупкости и заставляет зрителя задуматься о том, в чем эта хрупкость состоит. И шоу говорит о том, что вещи, над которыми мы смеемся и над которыми плачем, очень близки друг к другу. Здесь есть моменты, когда трагедия соседствует с комедией.