Стоящие кадры. Кто востребован на рынке труда

Безработных стало меньше

По данным регионального департамента труда и занятости населения, в октябре этого года на территории Воронежской области было зарегистрировано 9439 безработных, что меньше, чем в сентябре, почти на 2 тыс. человек. При этом говорить, что число безработных снижается или растёт, не стоит, убеждены в департаменте.

   
   

«Рынок труда Воронежской области в 2017 году демонстрирует стабильность, – поясняет руководитель департамента труда и занятости населения Воронежской области Юрий БАЙ. – Уровень  регистрируемой безработицы и коэффициент напряжённости поддерживается на оптимальных для Воронежской области значениях, а именно 0,9% и 0,5 ед. соответственно».

Предложение рабочей силы значительно превышает спрос со стороны работодателей по специальностям: бухгалтер, инженер, экономист, юрист, прораб в строительстве, оператор (машинист, кочегар) котельной, оператор ЭВМ, техник, администратор, секретарь руководителя, инспектор по кадрам, диспетчер и сторож (вахтёр).

При этом за последнее время спрос на кадры в общем и целом вырос. По данным службы исследований компании HeadHunter, количество вакансий за три квартала 2017 по всей России превысило весь 2016 год. А по итогам октября 2017 года на сайте компании было размещено на 32% больше предложений работы, чем за такой же период прошлого года. На первом месте шла сфера продаж – 32% от общего числа вакансий в регионе. На втором – сфера производства с 13%, на третьем с 12% – отрасль информационных технологий. Предложения растут не только по количеству, но и по качеству. Так, в этом году увеличился уровень предлагаемой заработной платы.

«Зарплаты продолжают расти, и в третьем квартале 2017 года данная тенденция сохранилась. По итогам трёх кварталов изменения составили 2-4%, – рассказывает директор департамента аналитических бизнес-решений компании HeadHunter, руководитель проекта «Банк данных заработных плат» Наталья Данина. – Рост заработных плат по сравнению с аналогичным периодом прошлого года зафиксирован более чем по 20% должностей. И ещё около 25% российских и порядка 60% иностранных компаний планируют пересмотреть заработные платы в ближайшие полгода. Средний размер пересмотра ожидается в диапазоне 7%».

Где нехватка?

Острая проблема современного рынка труда – нехватка кадров. Одна из причин – отсутствие специалистов определённого профиля. Так, в Воронежской области уже несколько лет в дефиците квалифицированные рабочие. И только недавно перестали говорить о том, что практически нет специалистов в сфере информационных технологий.

   
   

Другая причина – это несоответствие знаний и ожиданий соискателей и требований работодателей. Причём речь идёт не только о зарплате. Как сообщает то же рекрутинговое агентство, в октябре 2017 года предложения и ожидания по заработной плате в Воронежской области сравнялись в своих значениях и составили 30 тыс. рублей. Да и раньше разница составляла лишь 1 тыс. рублей.

Однако речь идёт о том, что сегодня часть специалистов просто не вписывается в рынок, и их знаний зачастую может не хватить, чтобы получить определённую должность. Прежде всего это касается наукоёмких сфер и непосредственно производства.

На базе предприятий обучаться эффективней

«Сейчас проблема – найти именно высококвалифицированных рабочих специалистов, – говорит генеральный директор учебного центра профессиональной подготовки на базе «Воронежсельмаш» Дамир Шарафиев, – потому что часть тех, кто оканчивает профучилища, работает по профессии один-два года, а потом уходит. Задерживаются, пожалуй, только возрастные специалисты 40 -50 лет, у которых нет желания учиться работать на новом оборудовании. При этом приходящие молодые кадры тоже не могут работать на новом оборудовании, потому что профподготовка часто идёт по старым программам, и станками лазерной резки с числовым программным управлением они пользоваться не умеют. Неудивительно, что многие сами обучают персонал.

В нашем центре подготовка специалистов идёт по дуальной системе: есть теоретическая, есть практическая часть – непосредственно на самом производстве. Обучение станочников длится 4-5 месяцев. Занимаемся также повышением квалификации – для этого предусмотрена отдельная программа. Дело в том, что сегодня на многих предприятиях это делается для галочки, тогда как у нас разработана целая методика.

Подготовкой специалистов инженерно-технического состава мы тоже занимаемся. Дело в том, что в вузах выпускают специалистов широкого профиля, обладающих лишь базовыми знаниями. Тогда как, например, нам нужны кадры, которые будут разбираться в конструкции сельскохозяйственной техники. Поэтому, когда к нам устраивается выпускник вуза, он тоже проходит некоторую переподготовку. У него появляется наставник, который отвечает за его обучение. Мы тесно сотрудничаем в этом направлении с техническими вузами. К тому же к нам на производственную практику приходят студенты, и уже на этом этапе они могут определиться, хотят ли в принципе работать в этой сфере.

Есть также такое понятие, как целевое обучение, когда студент заключает с предприятием договор, обязуется отработать на нём какой-то срок и уже в процессе обучения начинает вливаться в работу. Поэтому подход, когда обучением занимаются именно на базе предприятий, является на сегодня самым эффективным».

Словом, как показывает практика, молодым специалистам, даже если они не совсем подготовлены, есть куда идти, было бы желание и базовый набор знаний. А вот женщинам средних лет, имеющим высшее или среднее профессиональное образование, часто приходится туго. Ведь именно они соответствуют среднестатистическому портрету воронежского безработного.

Фото: Коллаж АиФ