Воронежский зритель, регулярно посещающий Камерный театр, уже привык видеть классику в необычном воплощении. Там по хоромам Бориса Годунова могут бродить компьютерные зеленые человечки, а чеховский дядя Ваня живет в концлагере из фанерных досок. Свою историю постановок русской классики режиссер Михаил Бычков завершил драмой Островского «Гроза».
«Для меня они в некотором смысле соединяются в триптих, который так или иначе воплощает и выражает сегодняшнее мое ощущение от периода, который переживаю я лично, люди, которые окружают меня, и вся страна в целом», – прокомментировал режиссер.
На век вперед
Трио режиссера Бычкова, художника Эмиля Капелюша и видеографа Алексея Бычкова «протащило» Островского сквозь страны и эпохи. Кабаниха формата «сто лет спустя» носит застегнутый на все пуговицы плащ и декларирует собственный кодекс законов громко как на параде. Кстати, тема парада с его звуками марша, флагами и прямыми спинами пронизывает весь спектакль, придавая написанным полтора века назад словам Островского новое и какое-то пророческое звучание.
В этом новом времени, в которое Михаил Бычков поселил героев Александра Островского, делают осторожную паузу, говоря о боге, и пугают страшилками о тех, кто неверен режиму. Здесь катаются на неудобных трамваях, где завязывают неудобные разговоры с посторонними, а плечистые пиджаки девушек прикрывают цветастые платья, с которыми они так легко расстаются по ночам.
Кажется, в какие-то моменты Островский смешался с Платоновым. Почему-то на фоне появляются заводские трубы как из «Чевенгура», отравляющие воздух угольным дымом. Да и сам уголь мешается под ногами жителей города Калинова и громко гремит, когда его ворошат стальной лопатой.
Блестящей находкой творческой группы стала трибуна, за которую вставали главные персонажи пьесы, произнося свои канонические речи. Кабаниха – о старых порядках, Кулигин – о жестоких нравах и новых временах. Даже Тихона Кабанова пытаются поставить на место оратора, но он сбегает, потому что «нет своего ума, значит, живи век чужим».
Большие роли – большая ответственность
В «Грозе» задействовано необычно большое для Камерного театра количество актеров. В своеобразной массовке роли безликих городских жителей сыграли студенты курса Михаила Бычкова в Воронежском институте искусств. Пару классических антагонистов – купца Дикого и ученого-самоучку Кулигина – воплотил дуэт самых ярких актеров театра – Юрий Овчинников и Андрей Мирошников. Эффектная Яна Кузина прекрасно вжилась в образ хохотушки Варвары, а молодой актер Михаил Гостев, получивший большую роль Тиши Кабанова, не отставал по таланту от своих «взрослых» коллег. Кабаниху в спектакле сыграла Тамара Цыганова – дебютантка Камерного и актриса с огромным опытом, которую можно видеть на экране в фильмах «Азазель», «Тайны дворцовых переворотов» и множестве сериалов. И, конечно, воронежская публика не могла не ожидать блестящей актерской работы от ведущей актрисы театра Татьяны Бабенковой, номинированной на «Золотую маску» за роль Сони в постановке Бычкова «Дядя Ваня».
«Я думала, чем больше я буду работать в театре, тем мне будет легче, и я смогу комфортно почувствовать себя на сцене. Но чем больше я работаю, тем больше я чувствую ответственность, - поделилась перед спектаклем актриса. - Я не чувствую себя свободнее с каждой ролью, номинацией, поздравлением. Но мне кажется, что «Гроза» - это такая пьеса, которая зависит от взгляда режиссера. Поэтому я там не главная».
«Татьяна много снимается, и были колоссальные трудности с совмещением репетиций, спектаклей и тем, как ее рвут на части в кино. Она проявила высокий профессионализм. Полгода работала практически без выходных, иногда не имея возможности выспаться. С поезда – сразу на площадку, - рассказал Михаил Бычков. - Она это выдержала, наверное, благодаря молодому здоровью, но еще и из-за чувства ответственности. Понятно, что люди будут сравнивать Катерину и Соню. Как сыграть Катерину, чтобы она была не хуже Сони, но в то же время не похожа на нее? Такую задачу Татьяне приходится решать».