О чём спорят музейные работники, что в хранилищах истории и культуры сейчас ищет народ и как горе-воришка пытался обменять украденную картину на стакан вина.
Об этом в Международный День музеев, который отмечался 18 мая, нам рассказал Владимир Добромиров, директор областного художественного музея им. Крамского.
«Клюём» на имя
- Владимир Дмитриевич, в вашем музее проводятся разные выставки. Как вы выбираете, какую экспозицию привезти - что заинтересует посетителей?
- Конечно, всем не угодишь, вкусы у всех разные, поэтому мы стараемся показывать и академическое, и современное искусство. У нас может быть и Крамской, и видео-арт, и Дали, и Бучкури. Не согрешу, если скажу, что люди идут сегодня на имена. Причём на разные, главное - чтобы на слуху: и на Крамского пойдут, и на Никаса Сафронова.
Хорошо, когда имя совпадает с определённым авторитетом в области пусть не мирового, но хотя бы российского искусства. Так, например, народ очень активно шёл на выставку Нателлы Тоидзе - чему я был даже немного удивлён. Я думаю, что если бы мы выставили какого-нибудь нашего корифея вроде Криворучко, Лихачёва или Гончарова - не было бы такого ажиотажа. А вот на Нателлу Тоидзе пошли. Оказывается, многим известно, что её дядюшка - Ираклий Тоидзе - автор плаката «Родина-мать зовёт». Вот люди и захотели увидеть работы родственницы художника.
- Как привлечь в музей детей и подростков?
- Для этого мы проводим мастер-классы. Ребёнку надо дать помять кусочек глины в руках - показать ему, как из ничего можно создать нечто. Это заставляет почувствовать, что ты можешь быть творцом. Взять пустой лист бумаги, краски или карандаши и создать какой-то образ. Это будет превращение нашего внутреннего мира во что-то художественное.
О спорах и кражах
- Со стороны кажется, что музейная жизнь довольно скучна. Может, опровергните это убеждение случаями из практики?
- Действительно, многие считают, что музей - это место, где от скуки дохнут мухи (улыбается. - Ред.). Но на самом деле здесь идёт борьба за истину. Тут кипят страсти, проливаются слёзы, сталкиваются мнения! Часто спорят о том, какое произведение приобрести. Это настоящий конфликт! Помню, приобретались произведения Романовича, и нужно было побеждать на закупочной комиссии большинством голосов. И я обходил все отделы и говорил: «Если вам нравится это произведение, голосуйте «за», если не нравится или не понимаете, - тоже голосуйте «за», просто поверьте мне». С тех пор прошло лет 20, и сегодня всем очевидно, что мы были правы, когда приобрели картины.
- Случались ли за годы вашей работы кражи или серьёзные порчи экспонатов?
- В последнее время ничего такого не было. А вот лет 20 назад у нас похищали картину - это была резьба по дереву с гравюры Альбрехта Дюрера - портрет Кайзера Максимилиана. Не уследили, и картина исчезла. Всё было продумано - отвлекали смотрителя. Пропажу нашли через Интерпол спустя три года - к тому времени картина отбыла за границу, её уже успели продать, но всё же она вернулась к нам. И сейчас хранится в экспозиции музея.
Был ещё один случай в начале 80-х. Одна из картин - копия с «Портрета молодого человека» Рафаэля - находилась на реставрации. Её вынесли на мольберте под яркий свет к окну. Художник отошёл на миг, и в это время, откуда ни возьмись, появился человек, который сорвал холст с подрамника, скрутил его, спрятал под рубашку и вышел. Я захожу в зал - смотрю, стоит подрамник без картины... Начался переполох, мы вызвали милицию, сами ездили по улицам вокруг музея - искали вора. Вскоре заметили человека, подходящего по описанию, которое дали смотрители. Только он почему-то шёл по направлению к музею. Оказалось, что это действительно вор - он отнёс картину в магазин, где пытался продать её за стакан вина. Но покупателей не нашлось. Тогда он вышел из магазина, засунул холст в водосточную трубу, и… снова отправился в музей, чтобы украсть другую картину! К счастью, вор был пойман, а картина вернулась в музей.
Слава Богу, уже много лет ничего такого не происходит. Сейчас мы и технически лучше оснащены - есть штормовая сигнализация, которая срабатывает, если кто-то подходит к полотнам вплотную. Да и народ стал больше ценить свою культуру. Думаю, что у нас нет таких алчных людей, которые бы хотели заполучить картину, чтобы любоваться ею в одиночку в полутёмном подвале.
Свои вопросы
- Меняются ли музеи в угоду времени - вводятся ли какие-то новшества в работе?
- Сейчас появляется специальная техника, которая может создавать фон к экспонируемой картине. Например, если там изображён осенний пейзаж, то на фоне будут падать листья. Но мы скептически к этому относимся. Я вообще за академический показ картины, когда можно сесть на банкетку, рассмотреть, подумать. Иначе получается своего рода эстрада. Поэтому мы таких вещей не устраиваем. Мы стремимся сделать обзор картины более комфортным, правильно подать свет - от него многое зависит, с помощью света можно создать колоссальный эффект или погубить всю композицию.
- И всё-таки, что современные люди ищут в музеях?
- У каждого человека есть потребность - заглянуть в колодец времени, узнать о том, что было, как жили люди прошлого, отличается ли их мировосприятие от нынешнего. В музеях существует какая-то магия, мистическое чувство соприкосновения с историей. Приходить в музей - это как смотреть хорошее кино. Как очаровывает Древний Египет - так и тянет обласкать старинную вещицу взглядом. У каждого человека есть вопросы к бытию, и он ищет на них ответы. Возможно, прямых ответов в музее он и не найдёт, но главное -сможет ощутить, как эти вопросы ставили другие. И, тогда, вероятно, и возникнут ответы. Я думаю, что мы приходим в музей, чтобы лучше осознать самих себя.
Смотрите также:
- Кому нести «русский крест»? Почему писатель Александр Лапин уехал в деревню →
- Взгляд Виталия Зыкова на современное творчество →
- О мирах реальных и фантастических →