Воронежский «Девичок». Тайны фамильных кладов и забытых подземелий

 

   
   

Кто там жил?

Территория между современными улицами Освобождения труда, Кавалерийской, проспектом Революции и набережной водохранилища начала заселяться ещё во время пребывания в Воронеже Петра Первого. Тут было много монастырей и храмов. И по сей день сохранилось немало уникальных старинных построек, придающих району неповторимую самобытность. В XIX – начале XX века здесь селились учёные, педагоги, архитекторы, врачи, военачальники и мещане–благотворители,

С краеведом Ольгой Рудевой мы идём вглубь района по улице Коммунаров. Всюду тихо и спокойно. Вдалеке поблёскивают золотые купола Алексиево–Акатова монастыря, одного из старейших монастырей города. Ещё в начале XVII века Акатова поляна была совершенно безлюдной, покрытой лесом возвышенностью, расположенной в двух верстах от города, теперь здесь развитый частный сектор. Рядом виднеется красивейшее здание Введенского храма, основанного в 1700 году.

Фото: АиФ

Небольшую улицу Батуринскую когда–то облюбовала воронежская интеллигенция. Вот деревянный дом, в котором с 1880–х годов до самой смерти в 1933–м жил филолог Сергей Прядкин. Он преподавал русский язык и словесность в Мариинской гимназии и в Михайловском кадетском корпусе, участвовал в издании воронежского журнала «Филологические записки». По соседству, через несколько домов, жил педагог Сергей Карпинский – в начале ХХ века он арендовал цейхгауз на Петровском острове и устроил там яхт–клуб. Тогда были модны велосипеды, прогулки у реки и, конечно же, яхт–клуб пользовался большой популярностью у горожан. Было поблизости немало магазинов, прачечная, пекарня, гостиница, рынок и даже кинотеатр, который организовал в своей усадьбе по Сакко и Ванцетти мещанин Перегудов.

– С домом родственников математика Андрея Киселёва, автора учебников алгебры и геометрии, по которым училась вся страна, связана интересная история, – рассказывает Ольга Рудева. – Хозяева дома после революции уехали в США, но связи с оставшейся в Воронеже роднёй не теряли. А в 90–е годы, как рассказывал хозяин дома и его соседи, пришло письмо из Америки: «Знаем, что вы плохо живёте. Вот вам план, где наш предок зарыл клад». Хозяин спустился в подвал и нашёл тайник с 18 килограммами фамильного серебра…

   
   

На улице Батуринской также квартировал известный ботаник и биохимик Михаил Цвет – создатель хроматографического метода. Открытия Цвета получили широкое применение с начала 1930–х годов при разделении и идентификации различных пигментов, витаминов, ферментов, гормонов и пр. и послужили основой для создания ряда новых направлений аналитической химии. Но когда Цвет подал своё изобретение на Нобелевскую премию, его не одобрили, признание учёный получил только после смерти. Его могила находится на территории Алексиево–Акатова монастыря.

Какие школы?

Крайний дом на Батуринской – первая в Воронеже частная женская гимназия, которую организовала в своём доме талантливый педагог Александра Гоголь–Яновская, родственница известного писателя. В этом учебном заведении давали настолько хорошее образование, что школа в народе получила название «воронежский институт». А за углом, на Сакко и Ванцетти № 76, находилось здание с большими колоннами, где учились кантонисты – солдатские дети, чьи отцы погибли на полях сражений.

А вот и усадьба Алексея Веревкина, основоположника русской ветеринарии. По инициативе Веревкина в 1912 году в Воронеже была создана четырёхклассная ветеринарно–фельдшерская школа, которая частично разместилась в его доме. Школа содержалась губернским земством и была первым учебным заведением в стране, выпускавшим фельдшеров с обширными знаниями по ветеринарии, с углубленными практическими навыками.

После революции у Веревкина отобрали для государственных нужд всё имущество – флигель, где он жил, школу с квартирами для учителей, музей и лабораторию. Однако школа, подчинявшаяся ветеринарному подотделу губземотдела, позднее губоно, продолжала действовать. Здесь размещались несколько учебных классов, молочная лаборатория, музей, библиотека, квартиры преподавателей. Постановлением губернского съезда ветеринарных работников в 1921 году ей было присвоено имя Веревкина, и она была признана лучшей в республике. Веревкину намеревались всё возвратить, предлагали должность директора, но с одним условием – если он вступит в партию. Несмотря на такую «щедрость», стать партийным учёный не спешил, а в 1926 году он умер.

Настоящий дворец с красивым декором в русском стиле, расположенный по ул. Сакко и Ванцетти, №80, заставляет ахнуть от восхищения. Здесь в 1941–1942 годах размещался штаб Юго–Западного фронта, которым командовал талантливый полководец – маршал Семён Тимошенко. А одним из членов Военного совета фронта был Никита Хрущёв, который впоследствии стал первым секретарём ЦК КПСС и засеял полстраны кукурузой. Здание было построено ещё в начале 1770–х годов для губернского прокурора, но потом не раз перестраивалась. В начале XIX века в нём находился частный пансион, где дворянские дети получали среднее образование. Говорят, среди учеников был и юный поэт и философ Николай Станкевич. Здесь и сейчас – школа. Краеведу Ольге Рудевой не раз рассказывали о подземных ходах, ведущих из здания, но найти человека, который в них бывал, пока не удалось.

Сами же военные деятели штаба Юго–Западного фронта жили поблизости в двухэтажном доме из красного кирпича. Известно даже, в какой именно квартире на втором этаже селился Тимошенко, а в какой – Хрущёв. На первом этаже тогда располагался начальник военного госпиталя. Сейчас это коммуналка, там живут доктора.

Что осталось от храмов?

Покровский девичий монастырь, который располагался здесь ещё столетие назад, дал название и основной улице – Девиченская (сейчас это Сакко и Ванцетти), а та, в свою очередь, и всему микрорайону.

– Монастырь представлял собой 257 отдельных домовладений на одной большой территории, за его пределами размещались ещё и монастырские кельи, – рассказывает краевед. – От монастыря сохранилась лишь часть арки–входа, которая располагается в начале улицы Рабочий городок. В Великую Отечественную войну большая часть этих зданий была разрушена. Одну из полуразрушенных храмов – церковь Всех святых Печерских потом отремонтировали, иконы замазали и разместили там клуб, а сейчас это жилой дом. Многие кельи, снабжённые круговой лестницей в подвал, тоже заселены.

Интересно, почему здание бывшей церкви местные жители называют «гаремом»? Некоторые полагают, это из–за того, что в нём когда–то проживали монахини. А один из старожилов рассказал Ольге Рудевой о более реальном происхождении прозвища: после войны там находилось ГорРемуправление.

Есть в «Девичке» и своё легендарное Терновое кладбище, где похоронены многие известные жители района. Погост не внушает страха местным жителям и даже, наоборот, считается чем–то вроде парка отдыха, наверное, поэтому на его территории уже давно располагается детская площадка. В 2012 году кладбище отреставрировали и признали памятником истории.