Чем опасны социальные сети?
По данным всероссийского исследования «Индекс цифровой грамотности граждан РФ», проведенного РОЦИТ в 2015 году, социальными сетями пользуется около 60% россиян. В тройку самых популярных соцсетей входят Вконтакте (70,4% опрошенных), Instagram (43,6%) и Facebook (29,1%). Незначительно от лидеров отстает социальная сеть Одноклассники (27,9%), а вот аудитория Twitter и Linkedin, согласно опросу, проведенному РОЦИТ в партнерстве с Vengo Consult, в разы меньше - 10,3% и 3,2%, соответственно.
Социальные сети «лишают» нас одиночества и скуки – там всегда есть с кем поговорить, можно обсудить только что вышедший фильм, похвастаться подарком, купить практически все, что угодно… но иногда и попасть в беду.
Около 20% пользователей заявляют о том, что сталкивались с проблемами безопасности данных в социальных сетях. Чаще всего, это проблемы кражи пароля (26%) и взлома аккаунта (69,2%). При этом, чуть более 23% опрошенных отметили, что при взломе мошенник выдавал себя за них и пытался выманить деньги у их друзей. Однако имеют место и другие проблемы, например, кража пароля от электронной почты, к которой привязан аккаунт в социальной сети (15,6%), и кража денежных средств с банковской карты, также привязанной к аккаунту (3,5%).
Несмотря на то, что продажа товаров и услуг в социальных сетях является несанкционированной, более половины опрошенных заявили о том, что делают там покупки регулярно или периодически, и лишь 18% пользователей считают это небезопасным.
По законодательству РФ любая, будь то онлайн или офлайн, покупка должна сопровождаться выдачей кассового чека или публичной офертой. Однако более 40% респондентов отметили, что чек при покупке товара в социальных сетях им выдан не был.
Подобные жалобы на мошеннические паблики, выдающие себя за интернет-магазины поступают и на Горячую линию Рунета, составляя около 20% обращений, касающихся проблем, возникших в социальных сетях.
Примеры обращений на Горячую линию Рунета, раздел «Социальные сети»:
1. СПАМ рассылка, мошенники
«Присылают такой текст: Здравствуйте! Рады сообщить, что вы победили в конкурсе, и выиграли iPhone 6! Свяжитесь с менеджером (страница в соц. сети), и получите ваш приз в ближайшее время! Доставка бесплатная! После обращения к менеджеру тот присылает 2 фотографии, на которых указаны реквизиты для перевода 425 рублей, как за доставку».
2. Мошеннические интернет-магазины
«Группа мошенников. Отправила предоплату в размере 4800 руб. за вещи. С того момента мне никто не отвечает. Списалась с несколькими девушками из числа состоящих в группе,они тоже стали жертвами этой группы».
3. Единичные мошенники. Продажа товаров/услуг
«В пятницу заказала у девушки через интернет обувь. Диалог был прекрасен поначалу, все рассказывала, как оплатить ,через что оплатить, я оплатила по ее требованиям 50% суммы покупки, в понедельник, сказали, будет отчет ,что мне по почте отправит посылку, и покажет фотографию чека, я написала в понедельник личное сообщение этой девушке, отправили мне или нет обувь, мне не ответили, и заблокировали...я так думаю, меня обманули....»
4. Взлом аккаунта
«Взломали мою подругу и требуют деньги у ее друзей».
5. Мошеннический паблик
«В социальной сети создан паблик под названием «Бесплатный», где люди за репост их записей получают бесплатные подарки. На днях мне пришло сообщение от менеджера сайта о том, что я выиграла телефон и мне предоставили выбор - телефон или денежный эквивалент. Я выбрала деньги, меня попросили создать киви кошелек и оплатить комиссию от суммы телефона в размере 1200 рублей. После того, как я это сделала, деньги на счет мне не поступили, на что менеджер этой группы сказал, что в киви произошел сбой и они отправят мне деньги еще раз с возмещением комиссии. Деньги естественно мне не поступили».
6. Противоправный контент
«Здравствуйте, организация Фонд «Безопасный дом» просит вас разобраться с противоправным контентом, размещенным в социальной сети. В ходе изучения контента возникло подозрение, что указанный человек под прикрытием тренингов по пикапу и др. вовлекает женщин и несовершеннолетних лиц в проституцию, а также совершает сексуальное насилие над женщинами, размещая фото и видео в социальные сети и youtube».
Помочь справиться со всеми этими проблемами призваны официальные службы поддержки пользователей социальных сетей. Однако не все знают, куда именно нужно обратиться. Около 5% пользователей, у которых возникали проблемы, не смогли найти необходимые контакты. По мнению 28% опрошенных, многие пользователи, попавшие в беду, просто не могут разобраться с техникой подачи заявления.
Зная об этом, мошенники пользуются ситуацией, создавая «фейковые» службы поддержки, стараясь выманить у пользователей персональные данные. Поэтому многие предпочитают решать проблемы самостоятельно, опасаясь кражи (15,9%) и разглашения своих персональных данных (19%).