Когда мы приходим в театр, то наслаждаемся талантом и игрой артистов, роскошью антуража и декораций, мастерством и звучанием оркестра. Ведь именно он играет одну из главных «скрипок», окрашивает представление палитрой всевозможных красок, придаёт ему яркость и звук.
АиФ: – Татьяна Александровна, есть мнение, что дирижёр – мужская профессия, и женщинам туда хода нет. Как вы стали дирижёром?
Татьяна Шипулина: – Действительно, профессия считается мужской. Но я не могу сказать, что она сложна для женщины, потому что сама природа создала женщину дирижёром. Она и в семье дирижёр, и в жизни, ведь судьба мужчины тоже зависит от женщины. Но, тем не менее, уже много лет в этой профессии за редким исключением «верховодят» мужчины. Это привычка. Хотя, на мой взгляд, абсолютно не оправданная – женщина даже лучше справится с этой ролью. Кстати, и на руководящем посту женщина может превзойти мужчину. Но, конечно, тут многое зависит от характера. Я считаю так: если ты не нюня, если можешь занимать административные посты, отвечать за всех, организовать работу, то вперёд!
Что касается меня, то в юности я могла пойти по другому пути. Я выросла в семье авиаторов: мама была инженером-авиатором, а папа – лётчиком, испытывал самолёты. Поэтому я с детства любила самолёты и хотела работать с ними. Но не получилось – оказалось, что у меня плохой вестибулярный аппарат. И тогда музыка заменила для меня всё.
– Вы не только дирижёр, но и композитор. Как работается композитору в условиях современного провинциального театра?
– Сейчас нет понятия «провинциальный театр». Театр либо есть, либо его нет. Это раньше ты не знал, что происходит в столице, а теперь мы в курсе мировых событий. И либо у театра есть лицо, а значит, неправильно называть его провинциальным, либо нет. Сейчас, например, и в Большом театре нет лица…
Что же касается написания музыки, то ты пишешь музыку, которую могут исполнять во всём мире. Это зависит не от того, где ты живёшь, а скорее от того, сколько таланта тебе дал Бог, и что ты сам можешь дать миру.
– Как бы вы оценили музыкальный уровень Воронежа?
– Наш город замечательный, потому что у нас есть всё: много музыкальных школ, два музыкальных училища, институт искусств, два симфонических оркестра… Есть куда развиваться. Любителям музыки есть, где получать удовольствие. И уровень у музыкантов высокий, концерты в России и за рубежом проходят на ура.
«Голая» правда
– Как вам последние попытки изменить культурную среду города к лучшему?
– Сначала я протестовала против так называемой «новой культуры». Когда тебе нечего сказать, ты начинаешь делать всё из ничего, подменять классику собой. Но я считаю, что классика актуальна всегда, потому что она несёт смысл. Сегодня считается, что если на сцене никто не появился голым, то это уже несовременно. И что же, если в оперном театре не раздевают догола, значит он ретроград? Сейчас идёт какое-то веяние, что опера – это нечто устаревшее, и в нашем театре нечего делать. Но это единственный театр в городе, который ещё держит свою марку. Здесь можно получить заряд света.
А всё, что касается современного и несовременного искусства… Время покажет, что нужно аудитории. Кому хочется слушать мат со сцены и смотреть на голых людей, те пойдут туда, где им это покажут. Мне кажется, что некоторые деятели искусства в Воронеже просто раскручивают себя с помощью этих вещей, добиваются какой-то известности. А если мы забудем о них и не будем это обсуждать, то со временем народ сам выберет, что для него современно и нужно.
– А каков сейчас зритель?
– Мне радостно видеть, что среди зрителей стало много молодёжи. Но сегодня, к сожалению, многие люди боятся сочетания «классическая музыка», оперный жанр отпугивает. Но стоит прийти хотя бы раз… Классическая музыка любит, чтобы её слушали. Чем больше слушаешь, тем сильнее втягиваешься.
– Много ли самородков среди сегодняшней молодёжи, которая хочет заниматься музыкой?
– Они есть, но, к сожалению, все они уезжают. В Воронеже не созданы условия для музыкантов, здесь очень маленькие зарплаты. Поэтому таланты, чтобы пробиться, отправляются в Москву и Санкт-Петербург, многие вообще работают за рубежом. Было бы здорово сделать фестиваль «Звёзды Воронежа» по разным отраслям искусства, пригласив к нам тех, кто родился и учился здесь. Ведь среди наших земляков есть и звёзды мирового масштаба. Тогда молодёжь будет знать, что нужно гордиться своим городом. Воронеж того достоин.
В чём оно, счастье?
– В преддверии 8 Марта давайте поговорим о современных женщинах. Как вам кажется, что им не хватает для счастья?
– Наверное, каждый человек выбирает для себя, в чём он видит счастье. Я рассуждаю так: если у меня что-то не получается, это не значит, что я несчастлива, это значит, что у меня просто что-то не получилось. Я знаю, в чём заключается моё счастье. Для меня это музыка.
– Поделитесь секретом: как женщине пробиться в мире, где всем управляет сильный пол, как преодолеть мужской снобизм и добиться успеха?
– Обе мои специальности считаются мужскими, и некая предвзятость, конечно, есть.Чтобы добиться успеха, надо стоять на своём. Женщин неохотно принимают, но если ты докажешь, что чего-то стоишь, то тебя заметят. Надо бороться.
– Чего бы вы пожелали женщинам в честь праздника?
- В первую очередь здоровья, чтобы они всегда были привлекательными, имели чувство собственного достоинства, понимали, в чём состоит их счастье, и шли к нему.
Смотрите также:
- Группа «Воровайки»: «В конце 90-х все копировали Любу Успенскую» →
- 25/17: «Декоративная оппозиция вызывает тоску и печаль» →
- Музыкант Владимир Селявкин – о культуре и бескультурье →