О «Левиафане» не слышал только ленивый – столь бурных обсуждений вокруг российских кинокартин не было уже давно. В целом, мнения можно разделить по принципу «казнить нельзя помиловать», где запятую каждый ставит на свое собственное усмотрение.
«Чернуха», «заказуха» и «мрак»?
Политолог Сергей Марков в прямом эфире радиостанции «Говорит Москва» призвал режиссера Андрея Звягинцева публично попросить прощения за «Левиафан», назвав фильм «кинофестивальной «заказухой»». Лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что «мрак», показанный в картине, «деморализует и парализует». А деятели культуры, журналисты, депутаты Самарской области написали открытое письмо министру культуры Ольге Рыбаковой с жалобой на местного театрального режиссера Валерия Гришко.
«Мы присоединяемся к здравым суждениям всех противников подобной «чернухи» в отечественном кинематографе. (…) Роль одного из ключевых персонажей фильма «Левиафан» – русского православного архиерея – сыграл главный режиссер Самарского академического театра драмы Валерий Гришко. Образ, созданный этим деятелем, является циничной и грязной пародией на русский православный епископат, оскорбляет всех верующих людей и, по сути, есть не что иное, как фиглярское издевательство над российской властью и основной конфессией нашей страны – святым Православием», – говорится в письме.
Достаточно резкие суждения по поводу фильма высказал и министр культуры Владимир Мединский.
«Странно, но среди героев фильма вообще нет ни одного положительного героя. То есть что и кого ненавидит Звягинцев, более-менее ясно. А кого он любит? Славу, красные дорожки и статуэтки – это понятно. А любит ли кого-то из своих героев? В этом большие сомнения», – отметил он.
История обычного человека
Единственное, что хорошо в подобных дискуссиях: на фестивальное кино наконец-то обратила внимание широкая аудитория. Обидно другое: большая ее часть фильм Звягинцева так и не посмотрит, воодушевившись идеей о том, что кинолентой режиссер хотел угодить Западу. Совершенно неясно, почему так происходит. Вряд ли можно составить хотя бы какое-либо суждение, основываясь только на рецензиях и баталиях в соцсетях. К сожалению, фильм итак приходится смотреть в Интернете, а не в кино: в России «Левиафан» выйдет только 5 февраля. Естественно, Звягинцеву пришлось вырезать мат, и авторскую версию вы можете увидеть только в сети.
«Чернухой» подобный фильм, по моему мнению, может назвать лишь тот, кто вообще никогда арт-хаусное и фестивальное кино не смотрел. Я думаю, что подобный термин более применим к «Грузу 200» и некоторым другим работам Балабанова. И замечу, что это ни сколько не умаляет художественную ценность кинолент и талант режиссера. Странно вообще говорить о «чернухе», когда немалая часть людей в этой «чернухе» живет – российская глубинка стала лишь сценой для разворачивающихся событий.
В этом-то и заключается универсальность сюжета «Левиафана»: он понятен любому человеку. Приплетать сюда антироссийскую кампанию – это полный абсурд. Те, кто в это так свято верит, повторюсь, вряд ли смотрели фильм.
Нелепо выглядят и обвинения в том, что в «Левиафане» нет положительных героев. Это такой же глупый штамп, как и вопрос «Что хотел сказать этим произведением автор?» на уроке литературы в школе. Почему вообще автор должен что-то чем-то кому-то говорить?
Ужасающим кажутся различные кино-рейтинги, в которых четко прослеживается зомбированность сознания людей, идущих в кино. Видимо, российский зритель, воспитанный на программе телепередач, принять что-то, кроме «развлекательного фильма», не хочет. Наверное, увидеть реальность – страшно. Лучше посмотреть очередную комедию, причем пошлую и бездарно снятую, но зато «не грузит» и «не чернуха».
Но надежда на то, что «Левиафан» посмотрят без опоры на споры и дискуссии, происходящие вокруг него, – все же есть. Ведь режиссер притягивает не только своими историями, которые, безусловно, злободневны и актуальны, но и художественными приемами. Отсылки, притчи, аллюзии, образы, – это, безусловно, в стиле Звягинцева. Но есть и еще что-то большее, что можно лишь только почувствовать.
Все эти «разборки» вокруг киноработы одного из самых лучших режиссеров в России выглядят неуместно. Даже обидно, что такое событие как номинацию на «Оскар» связали с антироссийской кампанией. Думаю, что работа режиссера, фильмы которого завоевывали в разные годы весомые награды: «Золотых львов» кинофестиваля в Венеции («Возвращение», «За лучший фильм» и «За лучший дебют»), приз Каннского кинофестиваля («Изгнание», «За лучшую мужскую роль») и специальный приз программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля («Елена»), как минимум, достойна внимания. И уж точно не заслужила такого поливания грязью.