На открытии седьмого интернет-форума «РИФ-Воронеж» выступил замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин в пятницу, 16 сентября. Спикер рассказал гостям форума о взаимоотношении интернета и медиа. Какое будущее ждет российские СМИ? Сможет ли интернет вытеснить телевидение? И какие крупные компании спонсируют пиратство в стране?
Интернет против крупных медиа
«Сегодняшние медиа невозможно представить без интернета. Но было бы абсолютнейшей ошибкой впасть в крайность и утверждать, что дальнейшее развитие медиа будет происходить только в интернете, - отметил Алексей Волин. – Мы видим сегодня, что и традиционные и новые сферы влияют друг на друга. Происходит взаимопроникновение, поэтому если мы говорим про дальнейшую модель развития индустрии, то мы понимаем, что эта модель – конвергенция. То, когда новая и старая экономика гармонично врастают друг в друга».
А есть ли риск, что со временем интернет окончательно вытеснит телевидение и другие СМИ? По мнению замминистра связи, рисков нет - ТВ в ближайшее время никуда не исчезнет.
«Недавнее исследование показало, что «Яндекс» по количеству пользователей превзошел Первый канал. Но я бы призвал не обольщаться, потому что это не так. В исследовании сравнивают месячную аудиторию «Яндекса» с одномоментной аудиторией Первого канала, что является некорректным. Надо быть реалистами и понимать, что на сегодняшний день количество телезрителей в стране пока еще значительно больше, чем число пользователей интернета».
Проблема в рекламе
Но почему все же интернет не может пока претендовать на место лидера среди СМИ? Как известно, двигателем торговли является реклама, и пока рекламный инструмент телевидения не может быть в полной мере заменен интернетом. Почему, объяснил Алексей Волин:
«Даже если предположить, что ТВ завтра как класс исчезнет, те бюджеты, которые сегодня есть на телевидении, в полном объеме не придут в интернет. Уход ТВ приведет к тому, что российский рынок рекламы станет намного бедней».
Драйвером зрительского спроса сегодня в интернете является медиаконтент. А главным производителем медиаконтента становятся крупные ТВ холдинги. По словам Волина, значительное количество населения сегодня смотрит любимые передачи с помощью интернет технологий, и эта доля людей с каждым годом будет только увеличиваться, также как и число читателей электронных версий газет.
«Но при этом мы наблюдаем парадоксальную ситуацию – ни телевизионщики, ни газетчики сегодня, к сожалению, не видят и не понимают, каким образом они могут капитализировать интернет-аудиторию, также как они это успешно делают со своими традиционными версиями. Объем заработка в интернете для традиционных медиа в разы меньше, чем на классическом размещении рекламы. Поэтому у многих представителей традиционных СМИ интернет пока вызывает смешанные чувства», - подчеркнул спикер.
Стратегия развития
Решение этой проблемы Волин видит в следующем - найти способ взаимного выхода на рекламный рынок на симбиозе традицион медиа и новых интернет технологий. Какие возможности есть для этого сегодня?
Во-первых, благодаря интернету, стала востребована интерактивность, то есть возможность обратной связи. За счет интерактивности появилось дополнительное время, которое зритель проводит в общении с медиа ресурсом. И сегодня нужно дополнительно зарабатывать именно на этом времени.
Во-вторых, серьезно меняется структура потребления рекламы. Прямая реклама перестает работать и давать эффект. А началось все с интернета. Баннеры практически не работают. Работает оптимизация и контекстная реклама. И после интернета потребитель перестает воспринимать рекламные модули в печатном СМИ, телевизионные ролики также уже не цепляют. Сочетание замаскированной рекламы под контент с правильной поисковой выдачей – это и есть продукт симбиоза традиционных медиа и новых интернет игроков.
В-третьих, интернет сегодня трансграничен и открывает возможности для организации бизнеса за рубежом, где можно открывать новые интернет-издания.
Попались!
В своем выступлении спикер затронул еще одну серьезную проблему – пиратства в интернете. А самое интересное то, что крупные компании размещают свою рекламу на сайтах, специализирующихся на пиратстве. Алексей Волин перечислил те компании, которые на сегодняшний день были замечены своей продукцией, как спонсоры пиратства. В их число попали: «Tez Tour», «Ford», «Mazda», «Panasonic», «Red Bull», «Ренессанс», «Suzuki», «Связной», «Nivea», «Теле2», «Renaught», «М-видео» и «Oriflame».