Андрей Марков: «Половину проблем можно решить, сократив чиновников»

Российская столица и российская глубинка – разные планеты. В столицах пишутся законы, и кипит жизнь, в глубинке «столичные» законы часто ругают, потому что там тоже кипит жизнь, но  - по-своему, по-другому.

   
   

О том, что мешает обустроить существование в сёлах, малых и больших городах, и почему без активного общества не летают ракеты, рассказал, побывавший в редакции «АиФ-Черноземье» депутат Госдумы, член комитета по федеральному устройству и вопросам местного самоуправления Андрей Марков. Разговор получился интересный и неожиданно острый.

«За цифрами людей не видно»

Юрий Голубь, «АиФ-Черноземье»: Андрей Павлович, Воронежская область должна выполнять майские указы президента, но из неё уходят крупнейшие налогоплательщики: авиазавод стал филиалом, чернозёмный «Лукойл» подчинили Краснодару, пассажирскими железнодорожными перевозками будут руководить из Саратова и т.д. Откуда возьмутся деньги?

Андрей Марков: Проблема существует. Известно, что бюджетообеспеченность на одного жителя у нас в 10 раз меньше, чем в Москве, хотя есть регионы ещё беднее. Какие-то налогоплательщики уходят, какие-то – приходят. Это естественный экономический процесс. Но для того государство и нужно, чтобы всё регулировать.

Полтора года назад Госдума приняла закон забирать ещё один процент налога на прибыль в федеральный центр. Воронежская область только на этом потеряла около миллиарда рублей. Однако благодаря перераспределению денег из более богатых регионов мы получили даже больше, чем отдали. С другой стороны, бывает, что за цифрами не видно людей. Часто федеральные деньги приходят уже осенью и их невозможно качественно освоить. Очень жёсткие межбюджетные отношения не дают сделать шаг в сторону. В итоге у муниципалов – на самом близком к людям уровне власти – связаны руки.

Где выход? Например, «Росатом» возвращает часть прибыли по соглашениям с правительствами регионов. Благодаря этому Нововоронеж получил большой импульс к развитию. Но, к сожалению, это точечные решения, а нужны - системные.

   
   

 - Говорят, что прежний глава области не дал бы налогоплательщикам уйти…

- Постоянно вижу эту тему в прессе. Думаю, это неправильно, нельзя всё так персонифицировать, представляя, будто бы есть стена, которую может перепрыгнуть только один человек из ста. Регион должен участвовать в программах, и, насколько я знаю, работа продолжается. Предполагается существенное увеличение финансирования различных жизненно-важных проектов. Смена власти не повлияет на рейтинг региона, получение федеральных субсидий, грантов и дотаций. Выстроенная система для всех одинакова. Безусловно,  губернатора такого уровня, как Гордеев, Воронежская область раньше не знала, но важно, чтобы и следующие были такими же успешными.

- Пока система такова, что Воронеж, дающий больше половины налоговых поступлений региона, сам остаётся с нищим бюджетом. Это справедливо?

- Есть два процесса. Централизация нужна для выравнивания уровня жизни в разных регионах и муниципалитетах страны. С другой стороны, централизация иногда мешает. По-моему мнению, мы должны передать на места больше самостоятельности. Пусть центр забирает деньги, но нужно больше доверия.

У нас же превалирует бухгалтерский подход, и вся бюджетная пирамида стоит на голове. Надо перевернуть. Иначе не будет конкуренции и инициативы, и не будет формироваться активное общество, без которого мы не совершим прорыва. Ракеты без активного общества не летают.

Подчинённые или заказчики?

- Сейчас чиновники, которых выгнал прежний губернатор, возвращаются во власть. Так, Виктор Владимиров, ушедший с поста главы воронежского управления строительной политики после заявления Алексея Гордеева об архитектурном бандитизме, теперь – вице-мэр. Почему так происходит?

- Честно скажу, мне это непонятно. Мы видим, во что превращается Воронеж с архитектурной точки зрения. И моё мнение не позитивное. При этих людях сложилась система, которая позволила губернатору сказать об «архитектурном бандитизме». И горожане губернатора поддержали. По моему мнению, этим чиновникам следовало бы сначала доказать на другом месте работы, что обвинение прозвучало сгоряча, а уж потом возвращаться во власть. Следовало бы пройти такой общественный фильтр.

- Городское управление по развитию предпринимательства взвинтило плату за киоски и отчиталось о росте поступлений в бюджет. Теперь мы видим протесты предпринимателей. Не рубят ли чиновники сук, на котором сидит весь город?

- У нас иногда хорошая затея превращается в кампанейщину. Давайте сделаем единый архитектурный стиль. Но почему-то часто оказывается, что под этим предлогом всех сносят, а не грамотно встраивают в среду. В других странах спокойно стоят киоски, жарят сосиски, продают пиво. Ни мусора, ни грязи.

Главное - как власть относится к общественным активистам и предпринимателям. Они же не подчинённые, а, напротив, партнёры и заказчики, которые содержат чиновников своими налогами.

Ещё одна большая проблема – избыток бюрократии. Каждый новый бюрократ моментально забывает о реальной жизни: начинает писать планы, инструкции, отчёты о выполнении планов и т.д. Мне кажется, половину проблем мы можем решить, просто сократив чиновничий аппарат.

Глоток кислорода

- У нас много говорят о ТОСах. Есть даже несколько показательных примеров. Но можно ли сказать, что сегодня это реально действующий механизм?

- Реальных, живых ТОСов не несколько, их много. Можно сказать: «Подумаешь, детскую площадку сделали»… Нет, это важно, это объединяет людей. Очень много проектов по благоустройству исторических мест - родников, мельниц и т.д. Конечно, есть и ТОСы, формально созданные администрацией. Но это не страшно. В первый год вообще никто не верил, что эта программа заработает. А теперь участие в ней стало массовым.

Кстати, с ТОСовцами очень интересно общаться. Получается живое общение, оно подпитывает. Это нужно любому ответственному политику – вдохнуть кислорода, чтобы понять, чем дышит общество.

А ведь и кроме ТОСов, было сделано много того, о чём все забывают. Например, была полностью изменена поддержка некоммерческого сектора. Появилась система грантов.  

- Российская провинция вымирает. Как нам поправить демографию?

- У демографического кризиса много причин. Во-первых, ещё с Великой Отечественной войны тянется демографическая яма. Вторая причина – та же, что и в других странах: урбанизация, новые принципы семейных отношений, вопросы самореализации и т.д. В цивилизованных обществах рождаемость меньше сама по себе.

Но посмотрите, сколько в этом году по инициативе президента было принято законов о поддержке детства, рождаемости, материнства – такого никогда не было! Повышено детское пособие. Продлили программу «Материнский капитал». Чтобы почувствовать результат, нужно просто подождать.

У молодой семьи должно складываться ощущение, что всё отлично, что можно спокойно рожать детей. Здесь всё играет роль: и уровень доходов, и чистота во дворе, и экология, и многое другое.