Из Крыма на Сахалин. Инвалид-колясочник проедет 10 000 км автостопом

На вояж, да ещё через всю страну, решился инвалид-колясочник 1-й группы 50-летний Игорь Скикевич из города Таганрог. В начале мая нынешнего года он с рюкзаком да парой сумок пустился в дорогу протяженностью более 10 тысяч километров, намереваясь проехать путь от Севастополя до Сахалина, где он родился и прожил большую часть своей жизни.

   
   

С востока на юг

Инвалидность бывший дальневосточник получил восемь лет назад в результате врачебной ошибки. Попав в больницу с обычной простудой, он вышел оттуда с парализованными ногами. Попытка подать на врачей в суд успехом не увенчалась - его медицинская карта бесследно исчезла. Оставалось одно - оформлять пенсию и доживать свой век в безысходности.

Многие, получив инвалидность, так и делают: полностью замыкаются в себе, не показываясь на улице, а то и вовсе спиваются, топя горе в стакане с водкой. Но не таков оказался наш герой, освоивший за свою жизнь немало строительных профессий и успевший поработать слесарем, механиком, сантехником и даже инструктором в «диком туризме».

Будучи по натуре человеком деятельным, Скикевич не мог прозябать на скромном «пособии» по инвалидности, которое ему отмерило государство, тем более что прожить на него на Дальнем Востоке даже аскетичному человеку весьма проблематично. Вот почему спустя несколько лет у него возникло желание перебраться из Уссурийска в Таганрог, где мягкий, почти южный климат, очень подходит для неходячих ног, а аренда жилья обходится в два раза дешевле, чем на Дальнем Востоке. К тому же неподалёку от Таганрога живут сестра и брат Игоря, которые в случае крайних обстоятельств могли оказать посильную помощь.

Игорь Скикевич перебрался в Таганрог с Дальнего Востока. Фото: wikipedia.org

Так инвалид-пенсионер оказался у Азовского моря, которое на время стало утешением в его безрадостной жизни. Однако и там он не захотел мириться с серыми буднями, а потому принялся искать применение своим нерастраченным силам, занявшись сначала ремонтом компьютеров, а затем и аэрографией - рисованием на стенах, автомобилях и прочих подходящих предметах. Но оседлая жизнь для человека, исходившего пешком едва ли не всё Приморье, была в тягость, и год назад у Скикевича возникла идея перехода через страну автостопом до Сахалина, где он родился. Идея с приближением 70-летия Победы в Великой Отечественной войне приобрела дополнительный смысл, поскольку предполагала поход по местам боёв, где Игорь намеревался возложить цветы на могилы павших солдат - в ту войну у него погибли оба деда.

А кроме того, новоявленного путешественника подогревало желание доказать и себе и другим, потерявшим веру в себя, людям, что человек с инвалидностью в состоянии делать всё, на что способны здоровые члены общества. А возможно - и больше.

На чиновников не надейся

Попытка найти богатых спонсоров благородного предприятия обернулась провалом - в кризис многим стало не до благотворительности. Единственной, кто выразил желание помочь инвалиду, была таганрогская фирма «Лемакс», снабдившая его форменной одеждой, средствами связи и флагом Победы.

   
   

Ничем не смогли помочь в финансовом плане и в таганрогском Совете ветеранов войны, если не считать буклетов, значков, добрых напутствий и совета не надеяться в пути на чиновников. В том, что это был дельный совет, Игорь убедился, когда в одном из южных городов ему пришлось обратиться за помощью в местную администрацию. Там его долго выслушивали по телефону, расспрашивали, по чьему «мандату» он едет, каковы его цели, в конце концов порекомендовали написать заявление с просьбой о помощи, которое будет рассмотрено в обозримом будущем. Для человека, который останавливается в каждом пункте на один, максимум два дня, это была очень актуальная рекомендация.

В том, что на своём пути ему придётся столкнуться с немалыми трудностями, Игорь предполагал с самого начала - и не ошибся. В Севастополе, когда он вызвал такси и попросил его водителя сложить инвалидную коляску и положить её в багажник, стокилограммовый детина ответил: «Я водитель такси, а не грузчик». Пришлось менять такси и водителя.

Первый пункт на Сахалин - Севастополь. Фото: АиФ-Крым/ Екатерина Апонина

Вообще, с проявлением человеческой чёрствости Скикевич столкнулся ещё не раз. Чего только стоило стояние на обочине дорог, когда в дождь или под палящим солнцем он по нескольку часов кряду не мог поймать попутку. Конечно, далеко не у всякого водителя при взгляде на человека, стоящего на обочине с плакатом «На Сахалин», возникнет желание связываться с «сумасшедшим». И всё же добрых и отзывчивых людей на своём пути путешественнику довелось встречать гораздо чаще.

«Я вообще не загадываю, что будет дальше. Считаю, что тот, кто хочет добиться какой-то цели, непременно её добьётся, как бы ни складывалась жизнь», – говорит Игорь.

Путешественник уверен: надо не ждать милостей от природы, а заставлять её помогать. Тому, кто желает чего-то достичь и стремится к этому всеми силами, судьба обязательно будет благоволить, и никакая инвалидность тут не помеха.

Но справиться с недугами для Игоря только полдела. Не менее важно для него помочь это сделать другим. Неслучайно он намеревается организовать на Дальнем Востоке сбор средств в помощь страдающим серьёзными заболеваниями детям. Впрочем, инвалид-колясочник её уже оказывает. Как-то узнав, что в одном из реабилитационных центров Приморского края не оказалось средств на лечение ребёнка-инвалида, он позвонил его заведующей и попросил назвать фамилию ребёнка, чтобы сообщить о нём в Интернете. Фамилии ему не дали, однако вскоре и деньги на лечение нашлись - огласка проблемы оказалась для чиновников страшнее пистолета.

Кстати, те 20 дней, которые Игорь уже провёл в дороге, подтвердили духовную общность нашего народа, которая, казалось бы, давно канула в Лету. Не перечесть случаев, когда совершенно незнакомые люди оказывали Игорю помощь. В Новороссийске пенсионерка Ангелина Полоз пустила его на ночлег и накормила. А неподалеку от Ростова владелец кафе - армянин, даже не спросив у колясочника цель его путешествия, напоил чаем с печеньем и дал немного денег.

А уж сколько раз его подвозили, Игорь и сказать уже не может. Понятно, что далеко не всегда условия переезда и проживания были комфортными. Случалось ночевать и в кабинах междугородных большегрузов, и в автомастерских, и в палатках на свежем воздухе. Но каждый раз ещё не очерствевшие душою люди старались помочь чем только можно: кто кровом, кто пищей, а кто и вовсе последними рублями. Не стал в этом ряду исключением и Воронеж, куда Игорь Скикевич прибыл накануне Дня России.

Ожиданьям вопреки

Сказать, что приезд колясочника в наш город стал неожиданным, значит не сказать ничего. Ещё в 11 утра в Воронежской областной организации Всероссийского общества инвалидов ничего не знали о прибытии таганрогского гостя, а уже во второй половине дня Игорь был размещён в Центре реабилитации молодых инвалидов в Отрожке.

«Культурная программа» включала в себя посещение Музея-диорамы, возложение цветов к Мемориалу павшим воинам на Чижовском плацдарме и к Вечному огню на площади Победы. Венцом всего в этот день стало посещение Парада театров, приуроченного к Платоновскому фестивалю, который прошёл на проспекте Революции и от которого Игорь был в полном восторге. Но, пожалуй, самым незабываемым для путешественника стало общение с простыми воронежцами, которые проявляли неподдельный интерес к столь необычному гостю. Продавщицы сувениров дарили ему значки и «магниты», прохожие просили принять в дар деньги, а работники одного из магазинов без лишних вопросов предоставили место для хранения его вещей.

И хотя на посещение Воронежа у Игоря был отведён всего один день, он решил остаться и на второй, тем более что сотрудники ВОИ и Военно-патриотического клуба «Набат» предложили ему посмотреть военно-историческую реконструкцию «Боёв на воронежском направлении», которую «набатовцы» организовали в Песчаном логу. Всю последующую ночь Игорь провёл в беседах «за жизнь» с ребятами из клуба, а после окончания «боёв» был посажен ими на транспорт, идущий в Белгород - следующий пункт маршрута Игоря.

«Мне многие говорили, что Воронеж надо объезжать стороной, потому что в нём живут не очень хорошие люди, - рассказал перед расставанием гость. - Но такого приёма, какой оказали мне здесь, я больше нигде до сих пор не встречал. Я благодарю всех воронежцев за то радушие, с которым они привечали меня, и ещё за то, что они свято чтут память о погибших в войне солдатах. Надеюсь ещё раз приехать в ваш замечательный город!»

Что ж, Игорь, мы тебя ждём!