Михаил Бычков: «Прежним Платоновский фестиваль уже не будет»

«По-моему мнению, это лучший Платоновский фестиваль за всю восьмилетнюю историю», - так художественный руководитель форума Михаил Бычков начал пресс-конференцию, подводя итоги прошедшего фестиваля. «АиФ-Черноземье» приводит выдержки Михаила Бычкова со встречи с журналистами.

   
   

Фестиваль – это хрупкое чудо, которое было дано всем нам, которым мы наслаждались и гордились. Таким фестиваль уже никогда не будет. А каким он будет дальше, время покажет

О спектакле-открытии

«Многое сложилось удачно в этом году, в том числе и погода. Более ста тысяч человек были вовлечены в фестивальную орбиту, что на 20% больше, чем в прошлом году. Для меня повод особой гордости – театральная программа фестиваля. Начну со спектакля «100% Воронеж». Это самый трудный, самый масштабный спектакль без участия профессиональных актеров. Это результат огромной работы – и сотрудников фестиваля, и наших партнеров из Rimini Protocol. Причем представители европейской театральной компании работали с нами не 10 дней, как может показаться, а целых полгода. Они сопровождали процесс кастинга на всех этапах, а впоследствии смогли соединить на сцене и организовать в некое цельное, управляемое поведение сто человек в возрасте от 4-х до 86-ти лет. Я считаю, что это феноменально. Важно, что теперь видеоверсия воронежского спектакля будет навечно доступна всему миру.

Я слышал разные оценки этого проекта. Я считаю, что это реальный срез мнения горожан. Возможно, неполный, но совершенно точно несрежиссированный. Люди реально принимали то или иное решение. Я не представляю, чтобы воронежцы, неважно продавцы или военные, по указке режиссера на вопрос: «Вы за смертную казнь?» переходили на ту сторону, куда им скажут. Кстати, у некоторых людей точка зрения менялась.  Например, люди по-разному определяли врагов на репетиции и на открытии. То главными врагами России считали США, то – Навального. Это очень любопытная динамика. Конечно, это мнение ста человек, но за ними стоят многие. Именно таким самым трудным, самым международно-значимым событием и нужно открывать уважающий себя фестиваль. На мой взгляд, открытие – это не гирлянды роз, не вальсы и марши, не барабаны и знамена, не пышные красоты. Открытие – это содержание. Содержание этого проекта наиболее значимое из того, что мы увидели на Платоновском фестивале. Оно касается нас самих – нашего города, нашей жизни и нашего времени» (ранее врио главы региона Александр Гусев заявил, что постановка не показалась ему настолько интересной, чтобы быть спектаклем-открытием, - ред.).

О выдающихся российских и зарубежных режиссерах

   
   

Я считаю, что театральная программа была очень хороша. Одни три выдающихся российских имени чего стоят – Крымов, Бутусов, Васильев. К этому даже прибавить нечего. Я счастлив, что помимо прекрасных спектаклей, которые показали эти режиссеры, они лично побывали в Воронеже и провели творческие встречи со студентами, журналистами, любителями театра. Насчет зарубежных спектаклей я прочитал очень интересную выдержку о фестивале: «Зачем куда-то ездить, если сегодня в России можно встретить то, на что стоит в сегодняшнем мировом театральном процессе обращать внимание». Что касается Платоновской программы, то мне она показалась очень трогательной. Она заиграла новыми красками. Недаром Анатолий Васильев сказал, что не нужно к Платонову идти через грязь и черноту. Мы увидели разные, очень открытые подходы к его творчеству. Мне кажется, это лишний раз доказывает, что Платонов жив. Под знаменами нашего фестиваля собираются лучшие работы по его творческому наследию».

О новом формате театрального парада

«Мы делаем театральный парад каждый раз по-новому, и очень сложно существовать в атмосфере сравнительно-критической. В этом году мы попробовали необычный формат – не купить готовый продукт в жанре уличного театра или шествия, а дать возможность проявить себя многим молодым людям. Эти люди с воодушевлением много месяцев бесплатно мастерили объекты. Они спорили, ошибались, возможно, где-то не везде попадали в точку. Они думали о Пушкине, о своем первом большом проекте, организовались даже в творческое объединение КТОМЫ. Я считаю, что их работа совершенно точно требует поощрительного отношения. Ведь когда наши дети идут на свой первый концерт, мы их подбадриваем и хвалим. А здесь я услышал разное мнение – «они зажатые», «недостаточно контактируют с публикой». Конечно, ведь большинство волонтеров-актеров не обучались способам взаимодействия с публикой. Двигаясь в сложных сооружениях, они терпели жару. Они старались сделать праздник. Некоторые воронежцы это прочувствовали и назвали парад «шествием, в котором есть, о чем подумать, в котором есть начинка, а не просто действо для толпы, рассчитанное на прямолинейный внешний эффект». Мне кажется, что этот парад заслуживает самых добрых слов при всех его недочетах. Слишком медленно шли… Их же не погонишь! Они сделали такой масштабный проект первый раз в жизни. Большое им спасибо за это. Кстати, в этом году парад посетило около 37 тысяч человек».

Об опен-эйрах

«В этом году нас не подвела погода. Что касается «Музыки мира», то в этом году я увидел образцово сложившийся формат Белого колодца. Три тысячи человек, прекрасное пространство и погода. Мне очень понравилась атмосфера дружелюбия. Тысячи человек не мешали друг другу, чувствовали себя свободно и комфортно. Это был так по-европейски. И даже исполнители заметили, что никогда не выступали в таком красивом месте. Самой заводной и танцевальной за последние годы была вечеринка в Рамони. Появилась новая локация на Дамбе Чернавского моста. И с площадкой, и с группой «Tall Heights» мы не промахнулись. Хотя рядом с нами все время было ощущение, что некие силы так и ждут, когда мы промахнемся и можно будет на нас броситься».

Об альтернативе «Коммуны»

«В городе существует огромная потребность в культурных кластерах, которые были бы центром притяжения людей, в том числе молодежи. То, что в этом году мы использовали переданное музею Крамского, но пока не отданное на реконструкцию здание Дома губернатора – это временное решение. Возможно, атмосферней было бы проводить встречи во дворе Ликеро-водочного завода, где нам предлагали. Да, там более «лофтовое» пространство, похожее на «Коммуну», но оно не совсем удобно по расположению. Дом губернатора находится в самом центре – рядом со всеми театрами».

Об одобрении губернатора

«В последний день работы Алексея Гордеева в должности губернатора я показал ему программу и получил одобрение. Спасибо Александру Гусеву за то, что он дал возможность этой программе быть реализованной. Несмотря на тревожные вмешательства со стороны департамента культуры в нашу деятельность на уровне содержания и идеологии, губернатор решил, что фестиваль будет таким, каким его придумал художественный руководитель. Спасибо ему за это решение».

О давлении и будущем фестиваля

«Мы готовили фестиваль в атмосфере сильнейшего давления и попыток вмешательства в его подготовку. Как нам думалось, навсегда ушедшее в прошлое и запрещенное законодательством желание чиновников департамента культуры вмешиваться в вопросы содержания, оказалось живо. И это выглядит очень смешно и нелепо, недостойно ни такого региона как Воронеж, ни такого фестиваля как Платоновский. Работать в атмосфере недоброжелательности, недоверия, а иногда и просто высокомерия по отношению к людям культуры – очень неприятно. Я очень пессимистично смотрю на наше будущее. Несмотря на все заверения сверху, что все положительные тренды будут сохранены и культурные начинания будут продолжены, у меня большие сомнения, что так и будет. Помогут только радикальные меры. Ситуация не изменится, пока к руководству культуры не придут люди, уважающие труд художника и заинтересованные в том, чтобы в нашем городе процветало искусство. Конечно, у меня есть надежды, что победит желание оставаться и впредь культурным регионом. Одно ясно – Платоновский фестиваль, каким он был все эти годы, уже не будет. В складывающихся условиях делать фестиваль руками Дирекции, как автономного учреждения культуры, больше невозможно. Я вижу один выход, чтобы фестиваль не терял высоты и своего высокого международного авторитета. Для этого необходимо создать автономную некоммерческую организацию и получить на работу грант. Так, например, существует фестиваль «Золотая маска». Если регион заинтересован, чтобы фестиваль развивался, они должны обеспечить независимость работы. Этот цирк, который продолжался полгода, надо кончать. Фестиваль – это хрупкое чудо, которое было дано всем нам, которым мы наслаждались и гордились. Таким фестиваль уже никогда не будет. А каким он будет дальше, время покажет».