8 декабря в Воронеже с визитом побывала министр образования Ольга Васильева. Она посетила детский «Кванториум», а затем приняла участие в рассширенном ученом совете ВГУ.
По словам Ольги Васильевой, главной целью ее поездки было заседание оргкомитета, готовящего праздничные мероприятия к столетию ВГУ. Васильева подтвердила, что министерство выделяет на юбилей вуза 100 миллионов рублей, большую часть которых потратят на ремонт и оснащение лабораторий.
Впрочем, в своем выступлении министр коснулась не только воронежского вуза, но и проблем и задач системы высшего образования в стране в общем. А система эта на сегодняшний момент включает в себя 818 вузов, 840 филиалов, 4,4 млн студентов и 280 тысяч преподавателей.
«Бюджетные места не выделяются просто так»
Конечно, представителям высшей школы больше всего хотелось расспросить Ольгу Васильеву о распределении бюджетных мест. Напомним, что ВГУ это коснулось особенно сильно. Так, факультет журналистики остался совсем без бюджетных мест на всех направлениях, кроме военной журналистики. Также вуз не будет бесплатно готовить политологов и психологов. Но министр эти вопросы опередила и рассказала, как работает система распределения.
«Бюджетные места не выделяются просто так, - объяснила Васильева. - Прежде всего, идет учёт мнения экономики и потребностей региона. Второе место - желание и необходимость таких мест для вуза, но задачи региона в приоритете. Мы привлекаем к этому процессу работодателей, хотелось бы, чтобы эта работа шла более эффективно. В этом году 57% школьников поступили на бюджетные места. В грядущем году установлено свыше 512 тысяч мест, что на полтора процента выше предыдущего. Одним из критериев контрольных цифр становится трудоустройство выпускников. Мы смотрим, в какие секторы экономики уходят наши выпускники. Сегодня по трудоустройству по специальности лидируют медицинские вузы – более 80% их выпускников находят работу по профессии, а также учреждения технической и технологической направленности. Соответственно большая часть бюджетных мест (62%) были выделены для инженерных, педагогических и медицинских специальностей».
В этой связи, по словам Васильевой, очень важно продолжать работу над законом о базовых кафедрах. Сегодня таких в стране 1200.
«Представителям бизнеса я очень часто объясняю, что мы готовы платить предприятиям за практику. Я все больше и больше говорю о целевом обучении. Главный вопрос – трудоустройство наших детей. Работодатели часто говорят, что мы учим не тому и не так. По системе целевого обучения заключается трехсторонний договор между вузом, предприятием и студентом. Предприятие гарантирует социальную поддержку студенту во время его обучения, а у студент обязан затем три года отработать в нем. Мы уже внесли два законопроекта. Один из них предполагает жесткую ответственность и возвращение денег, которые на тебя затрачены, если ты отказываешься от выполнения своих обязательств. Второй – снятия административного барьера при создании базовых кафедр. При будущем лицензировании вузов мы будем особо учитывать наличие базовых кафедр, которые не потребуют дополнительного лицензирования».
«В учебниках не отображаются достижения науки за последние 20 лет»
Коснулась Ольга Васильева и доступности высшего образования для ребят с особенностями здоровья. По ее словам, сегодня в 23% школ существует инклюзивное образование.
«Мы хотим, чтобы этот процент продолжал увеличиваться. Мы создали 18 ресурсных центров на базе вузов разной отраслевой принадлежности».
В очередной раз министр раскритиковала существующие в стране профстандарты и ГОСТы высшей школы.
«Что мне не нравится в современных ГОСТах? В них отсутствует содержание. Одни компетенции – это не есть стандартизация образования. В наших школьных учебниках, перечень которых составляет 1376 наименований, никак не отображаются достижения мировой и российской науки за последние 20 лет. Мой муж-физиолог открыл учебник и сказал, что вся физиология закончилась Павловым. Та же разрозненная система учебников в высшей школе, - говорит Васильева. - Министерство утвердило 168 ГОСТов высшего образования. Я не согласна со многими. В них были собраны универсальные компетенции. Я взяла стандарты для дирижера-хоровика и технического работника. Общие компетенции – просто калька. Содержательная часть – общие идентичные слова, хотя специальности очень разные. Я думаю, что проблема стандартов высшей школы не будет решена, над ней нужно работать очень долго. Стандартизация по компетенциям, на мой взгляд, результатов не даёт».
«В ближайшие годы людям будет нужно переквалифицироваться»
В рамках приоритетного проекта Министерства, связанного с созданием конкурентоспособной системы высшего образования, к 2020 году в стране должно появиться до 80 опорных вузов. На сегодняшний день их 33, один из которых есть и в Воронеже.
Второй приоритетный проект касается свободного доступа к онлайн-ресурсам для каждого. Сегодня на платформе «Образование» есть уже 200 бесплатных курсов. В идеале должна работать система, при которой, если студент прослушал модуль и сдал по нему экзамен, вуз, в котором он обучается, обязан засчитать ему этот курс. Причем, предполагается, что к 2020 году к онлайн-обучению подключится не только молодежь, но и люди разных возрастов.
«В ближайшие 10 лет будет освобождаться очень много профессий и рук людей. Люди разного возраста будут нуждаться в перепрофилировании и профессиональной переподготовке», - прокомментировала министр.
Ключевая задача министерства, по словам Ольги Васильевой, - это повышение зарплаты профессоров и преподавателей.
«Мы сравниваем данные Росстата с данными университетов. Мы чётко знаем, что происходит. Средней температуры по больнице здесь быть не должно. Управленческий аппарат не должен съедать больше 9% от госзадания. Если он съедает больше – это повод для встречи в других кабинетах. Всем вузам в нашем ведении, которые не могут справиться с повышением зарплат, дополнительные средства будут перечислены в декабре».
Смотрите также:
- Хотите в «бизнес-капитаны»? Тогда поступайте учиться в НИУ«БелГУ» →
- Как система инженерные кадры потопила →
- От филиала к самостоятельности →