Школа жизни. Кто и зачем сегодня вступает в студотряды?

Почти 60 лет назад, в 1959 году, первые 339 студентов-добровольцев направились на целину. Потом через стройотряды прошло почти 20 млн молодых людей. В постсоветские времена эти объединения переживали не лучшие времена. Но вот чуть больше десятка лет назад началось их бурное возрождение. О развитии студотрядов в Воронежской области «АиФ-Черноземье» рассказала руководитель воронежского педагогического отряда «Лидер времени» Лилия Щупка.

   
   

Большие возможности

Анастасия Ходыкина, «АиФ-Черноземье»: Лилия Викторовна, само выражение «студенческий строй­отряд» напоминает что-то далёкое, из времён СССР…

Досье
Лилия Щупка родилась в 1967 году в Воронеже. Окончила Российский социальный гос­университет по специальности «социальный педагог». Директор детского лагеря «Алмаз». Отмечена многочисленными Почётными грамотами и Благодарственными письмами.

Лилия Щупка: Действительно, любой учащийся вуза или техникума советского времени расскажет, как его возили убирать картофель. Престижным же считалось участие в ударных стройках, наверное, поэтому объединения молодёжи стали называть «студенческими стройотрядами». Многие ребята вступали в них, чтобы хорошо заработать во время трудового семестра, но побывав первый раз «в поле», они меняли свою точку зрения и на следующий год отправлялись туда уже ради студенческой романтики.

Сейчас движение студотрядов более масштабно, у студентов больше возможностей  в выборе и работы, и практики на лето. Направлений тоже много — сельскохозяйственное, строительное, сервисное, социальное, педагогическое, медицинское… А ещё есть экологические отряды, отряды проводников, охраны правопорядка и другие. И с каждым годом желающих вступить в ряды бойцов становится всё больше. Воронежская область, между прочим, — в шестёрке лидеров. Наши ребята участвовали в подготовке сочинской Олимпиады, строительстве космодрома «Восточный» и других объектов самого разного назначения. Те же проводники за лето могут объехать всю Россию.

И вообще, студенческие отряды — это настоящая школа жизни, они меняют сознание студента, его подход к миру, учёбе, работе. Это возможность найти огромное количество друзей и знакомых по всей стране. Это замечательное место для тех, кто полон энергии и сил.

— Что ещё изменилось в работе студотрядов за последние годы?

   
   

— Идёт возрождение студ­отрядов, и потому в каждом университете налажена агитация. Расскажу о новациях в педотрядах, которые готовят вожатых для детских лагерей. В этом году обучение в областной школе вожатых увеличится в два раза — до 144 часов, а в следующем году — до 170 часов. Требований к вожатым становится больше, и, я считаю, это правильно. В этом году ребят будут готовить очень сильные педагоги — кандидаты педагогических и психологических наук, медики и даже спасатели МЧС. Будущим вожатым объяснят, что без любви к детям невозможно делать свою работу хорошо, что вожатый — это второй папа-мама, сестра-няня, и он должен уметь всё.

Педотряды у нас очень популярны. В прошлом году они подготовили и трудоустроили 300 вожатых, из них более 100 отправили работать на юг России, такая возможность есть четвёртый год. Может, потом эти студенты и не станут педагогами, но здесь они проходят хорошую школу жизни, развиваются, находят новых друзей, становятся ответственными, серьёзными, очень творческими. На закрытии «трудового семестра», да и на любом другом празднике студенты педотрядов выделаются самыми яркими танцами и песнями. А для тех, кто отучился на вожатого в прежние годы, предусмотрено повышение квалификации, как, например, школа диджеев. Ведь век вожатого недолгий — обычно до трёх лет, а в нашем педотряде есть девушки с шести-восьмилетним стажем. Им уже по 26-28 лет, одни закончили педагогический, другие — политехнический институт, некоторые получили по два образования. Почти весь год они работают аниматорами, ведущими, а летом душа тянется в лагерную среду, вот они и приходят снова в вожатые.

Чтобы было интересно

— Знаю, что в Воронеже закрылось много детских лагерей. В каком состоянии оставшиеся?

— Сейчас в городе девять муниципальных и два ведомственных детских лагеря, хотя в 2004 году их было 22, в 2006-м году — 18. Все оставшиеся в очень хорошем состоянии, дети едут туда с большим желанием. Перед заездом на сайт по каждому лагерю выкладывается культурная программа, и дети выбирают и её, и вожатых, которых знают и к которым привыкли. Так что ребята понимают, куда едут. В педотряды принимают всех желающих, но при трудоустройстве существует жёсткий отбор, для некоторых лагерей нужны очень высокие баллы. Ведь дети сейчас очень требовательны, и каждый год хотят всё более интересную программу.

— О детском лагере «Алмаз», которым вы заведуете, очень много хороших отзывов. Как вам удаётся держать такую планку?

— Черпаем идеи мероприятий у постоянных гостей лагеря. Сами дети знают новые веяния, что сейчас востребовано и интересно среди их сверстников. Собираемся вместе, накидываем общие темы, выбираем их общим голосованием, проводим обучение. В лагере «Алмаз» в день проходят по пять мероприятий — это разнообразные игры, шоу, праздники… Работают по 10 мастерских по увлечениям. В этом году в третий раз у нас запланирован театральный фестиваль: под заезд оформим сцену, есть хорошая костюмерная. В постановке будет участвовать весь отряд, включая новичков.

Творческие и весёлые вожатые нужны в каждом лагере... Фото: Из личного архива/ Лилия Щупка

Не хватает общения

— Молодёжь сейчас отличается от той, что была лет 20-25 назад? Какая она? Чего ей не хватает, а чего — в избытке?

— Современная молодёжь очень замечательная, и взрослым есть чему у неё поучиться. Уже с 14-15-летними подростками сейчас можно общаться на равных. К тому же появилось много амбициозных ребят, которые знают, чего хотят. Раньше меня это пугало, теперь считаю это важным плюсом. Такая молодёжь стремится развиваться и добивается высот.

Родителям я советую уметь слушать и слышать своих детей, потому что современным ребятам этого не хватает. Это очень заметно в лагере, где многие воспитанники стремятся поделиться своими проблемами. В свою очередь, молодые вожатые, учитывая собственный пример, всегда готовы выслушать и помочь своим подопечным.

Смотрите также: